Время и Деньги

Мафиозная империя не дожила до юбилея. История казанского ОПС “Квартала” (1980-2004)

В сентябре в Верховном суде Татарстана начнется беспрецедентный процесс над лидерами и участниками казанского оргпреступного сообщества “Квартала”. Сегодня у нас появилась возможность рассказать читателям историю становления и падения этой мафиозной организации.

Новый “Тяп-ляп”

Первые группировки на “кварталах” появились уже в начале 80-х годов, одновременно с застройкой тогда еще Ленинского района Казани: “17-й”, “25-й”, “27-й”, “37-й”, “38-й” и “39-й квартал”. В то время все они, говоря милицейским языком, имели яркую “хулиганскую направленность” - основным занятием “кварталовской” шпаны были массовые драки с соседями. Причем все “квартала” считались союзниками. Устраивать между собой “разборки” им было категорически запрещено. В таком первобытном состоянии “Квартала” просуществовали лет десять.

На качественно новый уровень их вывел известный казанский криминальный авторитет, обладатель черного пояса по каратэ, Михаил Зарахович (Захар). В молодости он был участником легендарного “Тяп-ляпа”.

Из досье “ВиД”. Казанская группировка “Тяп-ляп” возникла в начале 70-х годов. Представляла собой хорошо законспирированную организацию, построенную по принципу комсомольских дружин. Ликвидирована осенью 1978 года, после того как “тепловские” устроили знаменитый марш по Новотатарской слободе. Несколько десятков боевиков, вооруженных гранатами, обрезами и металлическими прутьями, избивали прохожих и стреляли по проезжавшим мимо автобусам. В результате погрома один человек был убит, десять получили ранения (в том числе двое сотрудников милиции). В 1980 году перед судом предстали 28 “тепловских”. Они обвинялись в бандитизме, вымогательствах, 36 грабежах, четырех убийствах и 15 покушениях. Двое были расстреляны, остальные получили от 10 до 15 лет лишения свободы.

Освободившись в 90-м году, Захар не стал возвращаться в родную банду и примкнул к “38 кварталу”. А вскоре стал лидером группировки. Он не только перенес на “Квартала” криминальные традиции “Тяп-ляпа”, но и научил местных гопников зарабатывать деньги. Так что пока соседи “Кварталов” еще носились с монтировками по улицам, люди Захара уже имели свой бизнес. В “общаке” “Кварталов” стали быстро аккумулироваться огромные денежные суммы, и к 2000 году он исчислялся миллионами долларов. Немалая часть средств уходила на “грев” в “зоны”, в связи с чем “Квартала” имели поддержку в среде “блатных”.

Стоит отметить, что, несмотря на криминальный авторитет, Зарахович предпочитал держаться в тени. При его поддержке лидером “38 квартала” стал бывший десантник Автандил Янаков (Авто). Он же держал “общак”. Однако распределение денег было целиком в руках Зараховича. Именно при нем “кварталовские” стали организовывать первые рынки в Ново-Савиновском районе. Большую помощь в усилении группировки оказало строительство авторынка. Когда-то рынок располагался в Московском районе возле магазина “Океан”, на территории, контролируемой ОПГ “56 квартал”. Благодаря связям во властных структурах Зарахович добился переноса авторынка на Амирхана. А чтобы избежать конфликта с “пятьдесятшестовскими”, пообещал предоставить им долю на рынке. Правда, когда строительство было закончено, “пятьдесятшестовских” “кинули”.

Впрочем, нужно отдать должное ставленнику Захара. Авто был далеко не заурядной шпаной - закончил юридический факультет КГУ, занимался боевыми искусствами и слыл весьма тонким политиком. Следуя советам Захара, он любыми способами не допускал массовых драк молодежи, поскольку они вели к проблемам с милицией и в итоге мешали объединению “кварталов”.

Правда, когда было нужно, Авто показывал зубы. В начале 90-х годов у “38 квартала” произошел конфликт с группировкой “Калуга”. “Калужские” боевики приехали в автомагазин, где в то время располагался офис Янакова, и потребовали встречи с ним, дав понять, что одним разговором дело не закончится. Люди Авто достали автоматы Калашникова, передернули затворы и заставили “калужских” лечь на пол. Самого шумного “гостя” Янаков вывел на улицу и ударил рукояткой пистолета по голове...

В это же время Янаков сблизился с лидером могущественной “Жилки” Хайдаром Закировым (Хайдер). И у них даже появился совместный бизнес: Хайдер, контролировавший тогда предприятие “БулгарАвтоВаз”, отдавал “кварталовским” под реализацию большие партии автомобилей. А во время широкомасштабной криминальной войны 1993-1996 годов “Квартала” заключили союз с “Жилкой”.

Из досье “ВиД”. В 1992 году Хайдер попытался создать “общак” казанских группировок с месячным оборотом в 100 тысяч рублей, который он бы лично контролировал. По инициативе Хайдера состоялось несколько “сходняков”, на которых присутствовали представители городского криминалитета. Однако некоторые группировки выступили против того, чтобы “общак” держал Хайдер, посчитав его недостаточно авторитетным, и предложили на эту должность “вора в законе” из ОПГ “Борисково” Иглама. Получив отказ, Хайдер заявил, что на своей территории “общак” будет собирать сам. Отношения между “Жилкой” и “Борисково” испортились. И вскоре криминальная Казань разделилась на два враждующих лагеря: одни группировки поддержали “Жилку”, другие - “Борисково”. Одним из первых в криминальной войне был убит Ренат Игламов. Война, жертвами которой стали несколько десятков боевиков, закончилась, когда в 1996 году в Санкт-Петербурге был убит лидер “жилковских” Хайдер.

Правда, в криминальных войнах “Квартала” никогда не участвовали (если не брать всерьез версии правоохранительных органов о том, что именно “кварталовские” застрелили в 1993 году “борисковского” “вора в законе” Рената Игламова).

Лидером “Кварталов” Янаков стал уже после убийства Зараховича. В октябре 1995 года 39-летний Захар был застрелен в кабине лифта своего дома на улице Адоратского. Убийство было явно заказным: киллер сделал несколько контрольных выстрелов в голову. Преступление до сих пор не раскрыто. Не исключено, что оно стало местью за связь с Хайдером. Тем более, что незадолго до Зараховича покушались и на Авто (вместо него погиб его водитель-телохранитель). Впрочем, версий много. Например, незадолго до смерти Захар стал владельцем авиакомпании и, возможно, перешел дорогу кому-то более могущественному.

После смерти наставника Авто продолжил начатое им объединение “кварталов”. Однако Янаков, хотя и считался лидером всех “кварталов”, еще не мог влиять на политику той или иной группировки. Поэтому постепенно он стал собирать компромат на “кварталовских” авторитетов и под любым предлогом “отшивал” их. Например, в Санкт-Петербурге одно время существовало представительство “38 квартала”, которое в какой-то момент обрело определенную независимость. Янаков обвинил “петербуржцев” в том, что те торгуют водкой (по “понятиям” торговать можно было лишь через подконтрольных коммерсантов), и добился выведения петербургской группы из состава сообщества.

В конце концов Авто воцарился на всех “кварталах”. Более того, полностью подчинил себе “17-й” и “27-й кварталы”. В 1997-98 годы на старых лидеров группировок были совершены покушения. Один был убит, второй стал инвалидом. Их место заняли ставленники Авто.

“27 квартал” возглавил рецидивист по кличке Фара, “17 квартал” - преподаватель Центра детского творчества Гусь. Разумеется, преподавателем он лишь числился. Просто группировка контролировала Центр и проводила там “сходняки”.

Относительно самостоятельными оставались “25-й”, “37-й квартала”, “21-й двор” и “АТСовские” (в 1995 году “39 квартал” разделился на две бригады - “АТСовские” и “21 двор”). Лидеры этих группировок не одобряли политики централизации Авто и предпочитали держаться от него подальше.

Впрочем, “Квартала” все равно оставались союзом. И лидеры группировок регулярно собирались на “сходняки” в бильярдном клубе “Торнадо” - штаб-квартире Авто. Дела у “кварталовских” шли весьма успешно. К 2000-му году численность ОПС перевалила за тысячу человек. Филиалы сообщества появились в Буинске, Бугульме, Азнакаево.

В Бугульме, например, совместно с местной братвой казанцы неплохо зарабатывали на переработке зерна. Привезя зерно в мелькомбинат, поставщики вынуждены были долгое время ждать, пока его переработают и выдадут муку. “Кварталовские” же за определенный процент выдавали муку вне очереди.

Основные источники доходов союза составляли бизнес-проекты, начатые еще Зараховичем. Но неменьшие деньги приносило “крышевание” частных предпринимателей.

Продолжение следует.

5185
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии