Стало страшно читать ежедневные газеты, где с ужасающей регулярностью сообщается об убийствах и истязаниях детей. В одном из подмосковных городов средь бела дня убита десятилетняя школьница. В Самаре в дорожной сумке обнаружено обезображенное тело девятилетней девочки. В Красноярске прямо от подъезда, на глазах у нескольких соседок мужчина увел 5-летнюю малышку, и никто ее больше не видел. В Юдино двадцатилетний отморозок затащил в свою квартиру, изнасиловал и зверски убил второклассницу...
Каждая из трагедий произошла в течение двух последних недель. Это знак большой беды и подтверждение горькой мысли о том, что в нынешние времена жизнь малышей подвергается еще большей опасности, чем когда бы то ни было. К тому же широкой огласке придаются лишь те случаи, когда ребятишек лишают жизни, а ведь существует еще и почти невидимая часть “айсберга” - жестокость и насилие, совершаемые над детьми самыми близкими родственниками или с их молчаливого согласия.
Слеза ребенка
Официальная статистика свидетельствует: в Татарстане сейчас 1697 социальных сирот, в социально опасном положении находятся около 15 тысяч несовершеннолетних, в 52 семьях отмечены факты жестокого обращения с детьми, над 44 ребятишками совершено насилие со стороны близких родственников. Но родителей, которые издеваются над ребенком, трудно привлечь к ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание за жестокое обращение с несовершеннолетними. Во-первых, суд принимает во внимание лишь показания ребенка, которому уже исполнилось десять лет. Во-вторых, доказательства преступления приходится собирать по крупицам, а свидетелей, как говорится, днем с огнем не сыщешь.
Один из немногих судебных процессов по “непопулярной” статье был инициирован сотрудниками психолого-педагогической службы “Сердэш”, которая является одним из подразделений городского центра социальной помощи детям и молодежи “Доверие”. Я хорошо знакома с теми, кто здесь работает, и поэтому могу сказать о том, что небольшому коллективу, объединившему несколько психологов, педагогов и социальных работников, небезразлична судьба любого ребенка. Дети всегда могут отличить искреннюю заботу от фальшивой демонстрации чувств, поэтому не следует удивляться, что именно “Сердэш” часто становится не только хорошим другом, но и защитником маленьких страдальцев.
Главным действующим лицом одной из семейных драм стал шестилетний малыш, который жил вместе с матерью, отчимом и маленькой сестренкой в одном из частных домов Авиастроительного района. Он часто приходил в “Сердэш”: смотрел мультики, возился с игрушками, пил чай с бутербродами. Никогда и ни на кого не жаловался, но психологи все равно понимали: у мальчугана жизнь - не сахар. Догадки подтвердились, когда в один из осенних слякотных вечеров Тимур прибежал в резиновых сапожках на босу ногу и насквозь промокшей курточке. На лице отпечатался след от подошвы ботинка, а когда сотрудники службы стали переодевать замерзшего ребенка в сухую одежду, увидели на его теле множество синяков и кровоподтеков. Жестокое отношение к ребенку считалось нормальным в его семье.
Был срочно вызван инспектор по делам несовершеннолетних, и после составления акта и оформления необходимых документов Тимур стал воспитанником приюта “Марина”. А руководитель “Сердэша” Наталья Сабирова выступила свидетелем на судебном заседании, на котором женщина, избивавшая шестилетнего сына, была лишена родительских прав на обоих детей и получила три года условного наказания.
Слушая о том, что приходится испытывать детям в своих родных семьях, понимаешь: у чеховского Ваньки Жукова была еще сносная жизнь! Его, во всяком случае, не привязывали веревками к батарее только за то, что ему вздумалось попросить хлебушка в тот момент, когда пьяной матери и нетрезвой бабушке хотелось еще выпить, и не били головой об стену за то, что обронил на улице кошелек с червонцем... Это, увы, реальные “картинки” нашего бытия.
Чем не угодили дети?
Причины жестокого обращения родителей с детьми разнообразны. Мстят ребенку уже только за то, что он появился на свет и его надо кормить, одевать. Находят удобную “мишень”, чтобы сорвать злость за собственные неудачи и “разгрузиться” от стресса. Упиваются сознанием, что в семье удалось установить “крепкие патриархальные порядки”. Испытывают удовольствие от того, что причиняют боль и страдания близким людям.
Какими могут стать во взрослой жизни дети, подвергавшиеся жестокому обращению и насилию? Одни - всю жизнь страдают от низкой самооценки и невозможности реализовать свой потенциал, другие - сами становятся жестокими и “отыгрываются” уже на собственных детях. К счастью, существует еще один вариант развития событий, когда заботливые и внимательные люди помогают ребенку восстановить разрушенный мир и по-новому выстроить “иерархию” жизненных ценностей.
Альфия Махатадзе и Светлана Берцец - многодетные мамы, у каждой по трое детей. Наверное, еще и поэтому у них не только профессиональный, но и поистине материнский подход к ребятишкам, для которых жизнь в отчем доме стала сплошным мучением. Гузель Фатыхова, Лилия Сафина и Эльвина Бабаева быстро находят общий язык с подростками, уставшими от постоянных потрясений и потерявшими надежду на будущее.
Совсем недавно в “Сердэш” завершился международный проект по профилактике и поддержке детей, которые пострадали от насилия или стали свидетелями жестокости, проявленной в семье. Проект финансировался Европейским Союзом, программой “Содействие развитию гражданского общества и местных инициатив”. Выбор остановили на четырех городах - Казани, Риге, Ижевске и Саратове. Речь не шла, разумеется, о миллионах долларов, но и достаточно скромных средств хватило для того, чтобы освоить и реализовать новые реабилитационные программы.
Как известно, в любом возрасте вредно копить в себе горькие мысли и негативные эмоции. В отличие от взрослого человека, который может о них рассказать и, что называется, разложить по полочкам, дети замыкаются в себе. Именно для них и предназначена так называемая песочная терапия, где под наблюдением психолога, с помощью теплого речного песка и маленьких фигурок можно “проиграть, проговорить” ситуацию, успокоиться и не сосредотачиваться больше на переживаниях и негативном опыте.
У детей постарше другие занятия. Мне показывали рисунки, выполненные на первых занятиях: мальчик с петлей на шее, одноглазый гигант с дубиной в руках, непонятное существо с граблями вместо рук... Чуть позднее в “произведениях” юных художников появляются более светлые тона и всем знакомые Иван-царевич, Кот в сапогах, Дюймовочка, Буратино... То же самое - со сказками: сначала дети описывают нечто страшное, угрюмое, непременно с печальным финалом, а потом словно открывается второе дыхание и в сочинениях отчетливо прослеживается вера в истинную доброту, которая всегда побеждает зло.
К арт-терапевтическим методикам относятся и игры, где используются настоящий артистический грим, глина, различные изобразительные средства. Самые первые маски, придуманные ребятами, вызывают острую жалость и горестное удивление: черные глазницы, уродливые шрамы, глубокие морщины... Со временем они бесследно исчезают и уступают место забавным, веселым и смешным “лицам”, где нет ни одной удручающей черты.
После международного начался республиканский проект, в реализации которого участвуют кризисный центр для женщин “Фатима” и “Сердэш”. 19 апреля нынешнего года эти организации были удостоены гранта на “Ярмарке проектов для устойчивого развития Татарстана”. Дополнительные средства предназначены для разработки и применения на практике новых программ для женщин и детей, которые нуждаются в психологической реабилитации. Кстати, в “Сердэше” помощь, в основном, оказывается бесплатно, к тому же психологи и социальные работники проводят занятия еще и в детских приютах, где почти каждый воспитанник пережил такое серьезное жизненное крушение, какого и врагу не пожелаешь. В наш прагматичный век это один из немногих островков, где думают об интересах человека, а не о коммерческой выгоде.
Мы рядом, а значит - вместе
Недавно за “круглым столом” в “Сердэше” собрались представители организаций, которые помогают детям преодолеть из сложнейшие испытания. Специалисты центров “Доверие”, “Фатима”, “Выбор”, “Акме”, педагоги специальной школы для детей с девиантным поведением, социальные работники из приюта для бездомных людей, юристы из Правозащитного центра Казани договорились о взаимодействии по социальному сопровождению детей группы риска. По мнению людей, которые “в теме” уже не один год, государство обязано обратить пристальное внимание на бесправное и унизительное положение многих маленьких россиян, которым не гарантированы безопасность и нормальная жизнь.
В России, где в последние годы так много говорится о возрождении традиций, до сих пор не создан институт уполномоченных по правам ребенка. Если бы это свершилось, было бы кому “разруливать” безвыходные ситуации и “теребить” парламентариев в Государственной Думе и региональных парламентах, которые не спешат вносить в законодательство изменения о защите имущественных прав детей и усилении ответственности родителей за жестокое обращение с малолетними членами семьи. В качестве благих пожеланий так и остались предложения о возвращении ювенальных судов, которые в дореволюционной России профессионально занимались делами, связанными с защитой интересов детей и подростков.
Психологам и педагогам, как известно, приходится заниматься не только с пострадавшими детьми, но и участвовать в “разборе полетов” вместе с родителями. На кого-то действует, на кого-то нет. Чаще всего в роли тирана выступает отец, который не прочь приложиться к бутылке, а потом “для куража” погонять по дому жену с детьми. Говорят, в такие минуты ребенок испытывает двойной стресс от страха не только за свою жизнь, но и матери. Разговоры о создании в Казани бесплатной гостиницы или приюта, где женщины с детьми могли бы не только найти временное пристанище, но и пройти курс реабилитации, ведутся уже давно. Как правило, эта замечательная идея возникает у кандидатов в депутаты накануне очередных выборов, а потом “испаряется” неведомо куда. Не исключено, что старый “мотив” мы еще не однажды услышим во время избирательной кампании 2007 года.
“Сердэш” не делает громких заявлений, не склонен к проведению эффектных мероприятий и шумных акций, а просто работает с каждым ребенком, которому пришлось хлебнуть горя едва ли не с пеленок. В прошлом году под патронажем специалистов находились 35 малышей из неблагополучных семей и 4 группы воспитанников из социальных приютов. Все они стали другими - увереннее в себе, добрее в отношениях с окружающими, самостоятельнее в суждениях, восприимчивее к красоте. Подобные перемены могут произойти и с другими детьми, да только не все знают, кто готов им помочь.
Психолого-педагогическая служба не располагает деньгами для того, чтобы разместить на улицах баннеры с номером телефона, куда могли бы позвонить отчаявшиеся дети, сердобольные соседи, случайные свидетели. Из-за скудости средств телефон доверия работает лишь несколько часов в сутки, а не круглосуточно, как практикуется во всем цивилизованном мире. Трудные моменты в жизни любого человека всегда наступают нежданно-негаданно. Поэтому так важно знать номер телефона, по которому можно позвонить и услышать в телефонной трубке: “Ничего не бойся, мы рядом, а значит, вместе с тобой!”. Можно считать это своего рода “подсказкой” для тех, кто сейчас ищет, где лучше всего проявить участие и благотворительность.
Лет тридцать назад известная певица исполняла песню “Куда уходит детство?”, мгновенно завоевавшую популярность во всем Советском Союзе. Исключительно ностальгическая вещь о счастливой и незабываемой поре, куда уже никому не суждено вернуться! Теперь, что называется, приехали: оказывается, многим современным детям, когда они повзрослеют, будет даже неведомо такое чувство, как ностальгия, поскольку и детства-то у них не было. А если вдруг нахлынут давние воспоминания, их постараются стереть из памяти, как кошмарный сон.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии