Время и Деньги
28.10.1999 Политика

Кто годится на роль собеседника в Чечне?

Найдутся ли собеседники, кроме Масхадова? Может ли “укорениться” халифат на татарстанской почве? Каково будущее Чечни? Об этом - комментарии российских и татарстанских парламентариев.Марат ГАЛЕЕВ, депутат Госсовета РТ:

- Договариваться с тем, с кем воюешь, всегда нелегко и неприятно. Но сделать это все-таки придется, потому что Россия, по существу, поощряла тот кавардак, который стал нормой жизни для Чечни после 1996 года. Что касается Аслана Масхадова, то, даже имея определенную популярность среди населения, он был не способен кардинально влиять на ситуацию в республике без посторонней помощи.

Кстати, не следует забывать еще об одной немаловажной детали: в качестве “переговорщиков” скоро могут выступать люди, которым в начале войны было по десять - двенадцать лет. Вся их учеба и воспитание - это улица, где в любую минуту мог прогреметь взрыв или начаться перестрелка. Поэтому-то спустя тринадцать лет многие из недавних мальчишек предпочитают смотреть на мир через оружейный прицел. Так что выбор “собеседников” может стать весьма проблематичным.

Мне кажутся преувеличенными опасения по поводу “распространения” халифата в республиках Северного Кавказа и в целом по стране. Не думаю, чтобы новому веянию была подвержена даже Чечня, которая не имеет ни исторических оснований, ни экономической базы для того, чтобы стать независимым государством.

Александр САЛИЙ, депутат Государственной Думы, фракция КПРФ:

- Какие еще нужны переговоры? Давно пора заставить отморозков сложить оружие, а нормальным людям помочь строить новую жизнь.

Но у нынешнего российского руководства нет реальных предложений для решения этих сложнейших задач. Так что придется еще расхлебывать очень крепко заваренную кашу, пока коммунисты не возьмут чеченскую ситуацию под свой контроль. И у нас все получится, потому что мы знаем, что такое национальная политика и хорошо в ней ориентируемся.

Разиль ВАЛЕЕВ, председатель постоянной комиссии Госсовета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам:

- От переговоров все равно никуда не денешься! Самый сложный вопрос - с кем договариваться? Понятно - с теми, кто имеет влияние и авторитет в Чечне. Политики, которые в самое сложное время сбежали из республики и осели в Москве, не в счет. Их имена давно забыты, слова ничего не значат. А вот к мнению Масхадова в республике по-прежнему прислушиваются. Об этом знаю не понаслышке, потому что не однажды бывал в Чечне.

Угроза халифата не столь страшна, как об этом говорят в последнее время. Для его появления в России нет серьезных предпосылок. А новые очаги напряжения, конечно, могут возникнуть, если страна окончательно свернет с пути федерализации, который начинался в начале 90-х годов.

Иван ГРАЧЕВ, депутат Государственой Думы, председатель общероссийской Партии “Развитие предпринимательства”:

- Я не однажды говорил, что переговоры возможны лишь в том случае, если чеченская сторона назовет вещи своими именами и публично признает факт терроризма в Москве. Из СМИ стало известно: Аслан Масхадов обратился в шариатский суд с заявлением, где говорится о том, что организатором террористической акции в российской столице стал Шамиль Басаев.

Возможно, это тот самый ход, позволяющий начать новые переговоры, которые так же, как и силовое давление, необходимы для решения чеченской проблемы. Но вести их нужно только с людьми, которые пользуются авторитетом в республике и не приемлют террор.

По-прежнему трудно предположить, чем же завершатся события в Чечне. Нельзя оставлять все так, как есть. Абсурдно возводить забор вокруг территории Чечни и устраивать там “лепрозорий”. Бесчеловечно “отыгрываться” за изуверства террористов на всем чеченском народе.

Скорее всего придется брать за основу государственную модель, характерную для Северной Ирландии. Там, как известно, то вводится прямое правление главы государства, то проходят демократические выборы. По-моему, другого варианта стабилизировать взаимоотношения России и Чечни просто не существует.

Александр ШТАНИН, депутат Госсовета РТ, председатель общественной организации “Равноправие и законность”:

- О какой независимости вообще может идти речь, если народ голодает, дети разуты и раздеты, города похожи на пепелища? Цивилизованный путь к независимости - только через повышение уровня жизни населения! Если удастся дотянуть его до среднеевропейского, то все вопросы можно решить в рамках правового поля, а не с помощью оружия, заставляющего людей страдать.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии