Конституционный суд дал четкое толкование, что коммунальная собственность является частью государственной собственности и не может быть автоматически переименована в муниципальную.Прокомментировать это решение мы попросили начальника правового управления аппарата Кабинета министров РТ Рашида ГАФИАТУЛЛИНА:
- Коммунальная собственность просуществовала в Татарстане почти 10 лет. В первой редакции Конституции Татарстана было записано, что государственная собственность имеет два подвида: республиканскую и коммунальную. Республиканской частью распоряжались республиканские органы государственной власти - Кабинет министров. А коммунальной - администрации и местные Советы народных депутатов районов и городов. Более того, было принято постановление Государственного Совета РТ о пообъектном составе коммунальной собственности, и там был дан перечень объектов. Действительно, пообъектный состав коммунальной собственности фактически совпадает с перечнем объектов собственности, закрепляемой за органами местного самоуправления. Но поскольку у нас в республике в городах органов местного самоуправления не было, собственностью распоряжались администрации и местные советы городов.
В дальнейшем Конституция РТ в части разделения государственной собственности на республиканскую и коммунальную была признана не соответствующей федеральному законодательству.
Но признать автоматически муниципальной ту или иную собственность мы не можем. Для этого нужно иметь сами органы муниципальной власти. Но их сегодня в городах и районах республики у нас нет. И еще должно быть решение органов власти субъекта РФ о передаче имущества непосредственно органам местного самоуправления. Сегодня такого решения тоже нет. Поэтому то имущество, которое обозначалось коммунальным, остается государственным, и распоряжается им республиканский орган государственной власти.
Надо сказать, что Казанский городской Совет даже принял решение, в котором имущество города признается муниципальным. Там же дано поручение главе администрации города создать комитет по управлению муниципальным имуществом. На это Конституционный суд тоже дал пояснение, что ни администрация города, ни Совет народных депутатов не могут провозгласить себя органом муниципального образования. Поскольку и администрация, и местные советы создавались в соответствии с Конституцией и законом о местных органах государственной власти и управления Республики Татарстан, а местный Совет избирался по закону о выборах в органы местной представительной власти. Кроме того, чиновники, которые сегодня работают в администрации и в горсовете, находятся на государственной службе.
Есть еще одна особенность, которая заложена в федеральном законодательстве: уровень местного самоуправления определяется субъектом федерации самостоятельно. Но сначала должны быть приняты соответствующие законы о порядке избрания муниципальных образований. Должны быть объявлены выборы.
Вместе с тем Кабинет министров РТ вправе передать функции управления госимуществом местным органам государственной власти.
Надо четко понимать, что такая ситуация была создана наличием противоречий в федеральном законодательстве и несогласованностью республиканского. Поэтому потребовалось, чтобы Конституционный суд дал разъяснения. Это не конфликт властей или каких-то интересов, это прежде всего необходимость в потоке противоречий найти взаимоприемлемое решение.
Неправомерно сегодня говорить и о том, что теперь администрация города остается без власти. И власть есть, и собственность. Власть - это не только управление собственностью. Необходимо управлять и экономикой территории, и коммунальной сферой, и дорожным хозяйством, вопросами образования и здравоохранеия, то есть всеми вопросами жизнедеятельности города. У города и бюджет имеется с его доходной и расходной частью. Платежи, которые связаны с собственностью, не являются основной доходной частью в бюджете города.
От редакции. К сожалению, нам не удалось получить комментарий ни от руководителей администрации Казани, ни от Казанского городского совета народных депутатов. Но если у их представителей возникнет желание высказать свое видение проблемы, мы готовы предоставить такую возможность.