Как записано в упомянутом законопроекте, “под государственным имуществом Республики Татарстан (далее - государственное имущество) понимается имущество, которое относилось ранее к республиканской или коммунальной собственности Республики Татарстан, а ныне находится в собственности Республики Татарстан”. Мы, депутаты Казанского Совета, при рассмотрении этого вопроса уже неоднократно выражали принципиальное несогласие с такой трактовкой понятия “государственное имущество Республики Татарстан”. Возникает вопрос: а что произойдет, если Госсовет РТ проголосует за такую формулировку? Не означает ли это, что город - муниципальное образование - фактически лишается собственности? Если это так, на какой срок - до неизбежного при таком развитии событий нового передела собственности республики? Ряд депутатов городского совета резонно подняли вопрос: почему коммунальная собственность, или, по понятию федерального законодательства, муниципальная собственность, должна вдруг переходить в государственную собственность республики? Согласно Гражданскому кодексу РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (государственная дополнительно подразделяется на федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Согласно пункту 2 названной статьи Гражданского кодекса РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Вступившими в силу решениями судов (имеются в виду решения Верховного суда РТ, определения Верховного Суда РФ, вынесенные в 2000-м и 2001 годах) установлено, что в Республике Татарстан муниципальная собственность отождествлена с коммунальной собственностью. А вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан город Казань признан муниципальным образованием, поскольку он является таковым в силу своего статуса административно-территориальной единицы Республики Татарстан. Поскольку город Казань является муниципальным образованием, решением Казанского Совета народных депутатов от 22.12.94 г. №7-20с “Об имуществе г. Казани” правомочия собственника в отношении муниципального имущества переданы Комитету по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани. Этим же решением данному комитету с 1 января 1995 года поручено осуществлять полномочия собственника в отношении имущества муниципального образования - г. Казани. Таким образом, имущество, ранее находившееся в коммунальной собственности, является муниципальным и не может и не должно быть отождествлено с государственным имуществом Республики Татарстан и отнесено к собственности республики.
Я полагаю, что если законопроект РТ “О приватизации государственного имущества Республики Татарстан” будет принят без изменения содержания (формулировки) его пункта 2 статьи 2 (данный пункт, как было отмечено выше, относит имущество, которое относилось ранее к коммунальной собственности, к собственности республики), то эта норма вызовет протест прокурора: прокурор будет вынужден потребовать привести ее в соответствие с федеральным законодательством. Да и ряд других норм законопроекта в представленной разработчиком редакции противоречит Гражданскому кодексу РФ.
Я надеюсь, что и при рассмотрении законопроекта о приватизации, а также законопроекта об управлении и распоряжении государственным имуществом Татарстана парламент республики не оставит без внимания опасения и позицию депутатов горсовета. Мы полагаем, что Госсовет учтет все наши доводы, изложенные выше, и примет решение, действительно основанное на законе. Не доводить дело до процесса перераспределения собственности, до прокурорских протестов - это в силах законодателя - парламента РТ. Мы на это надеемся. По другому в правовом государстве и быть не может.
Н.Н. Рыбушкин,
народный депутат Казанского Совета народных депутатов.