В проекте бюджета РФ на 2023 год появилась невиданная ранее строка: об уступке прав требования долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед российским государством и, надо думать, «хозяйствующими субъектами». Что это значит?
Новость из разряда «лучше поздно, чем никогда». И СССР, и РФ традиционно одалживают зарубежным партнёрам очень много: в долг строятся заводы и электростанции, покупается оружие и сырьё, а расплачиваться по кредитам многие не торопятся, и в результате долги списываются в убытки. Теперь предусматривается возможность уступки права требования внешнего долга перед Россией государствам и бизнес-структурам, оперирующим на территории стран-должников. Разумеется, переуступка будет осуществляться с дисконтом, разумеется, тут обнаруживается новая потенциально коррупционная поляна, но лучше получить хоть что-то, чем ничего.
Несколько цифр для понимания масштаба вопроса.
В должниках у России ходят 17 государств, это страны «третьего мира», разумеется. На начало 2021 года их задолженность составила $27,3 млрд против $25,2 млрд годом ранее. Портфель межгосударственных кредитов в сравнении этих периодов увеличились на 8%, или на $2,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка, обнародованные в январе 2022 года.
Крупнейшим должником по итогам 2020 года стала Белоруссия с обязательствами в $8,3 млрд. Следом идут Бангладеш, Венесуэла, Индия и Вьетнам. Украина с задолженностью в $600 млн занимает девятое место.
Показательно, с точки зрения здравомыслия наших верховных властей (или, если угодно, широты их души), что в пандемийный 2021 год мы умудрились наполовину увеличить выдачу кредитов другим странам. По данным Федерального казначейства их сумма достигла 318 млрд рублей, на 100 млрд рублей, или на 50%, больше в сравнении с предыдущим годом. Как писали «Ведомости» со ссылкой на обнародованные ведомством статистику, в 2021 году в долларах Россия прокредитовала другие страны на $4,3 млрд (по среднему за 2021 год курсу ЦБ в 73,7 руб./$). Более высокий показатель был зафиксирован 10 лет назад - в 2012 году Россия выдала займов на сумму $4,7 млрд (по курсу 31 руб./$).
Ну, и наконец, «вишенка»: в 2019 году Россия стала лидером среди стран «большой восьмёрки» по объёму списания кредитных долгов. Путь к вершине был относительно недолгим: в 2014 году РФ списала Кубе 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов, дважды списывала долги Ирака - в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание проведено уже по кредиту постсоветской России, в расчёте, как говорят, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.
Спрашивается, а что же раньше не могли додуматься введения механизма уступки прав требования долга? А нужды не было. Теперь, когда клюнул жареный петух тотальных санкций, а громы гремят над Россией всё громче, пришла пора грести по сусекам. И так в России было и будет всегда, к несчастью нашему.
Да, маленькое уточнение. Разумеется, уступка прав требований может быть адресована тем структурам, которые не попали под санкции США и ЕС и расчеты должны будут вестись не в долларах, а в валютах, которым не грозит блокировка из-за санкций. Других подробностей нового бюджетного механизма пока нет.