Через полтора месяца после внезапной блокировки части иностранных акций в портфелях российских розничных инвесторов ЦБ решил защитить их от этого риска. И сразу радикально: для неквалифицированных инвесторов предлагается ввести полный запрет на покупку иностранных ценных бумаг, а порог для признания квалифицированным инвестором — повысить с 6 до 30 млн рублей. В конечном итоге это сделает инвестирование в России еще более рискованным — теперь миллионы частников будут ограничены отечественными бумагами, подверженными непредсказуемым российским рискам, считают эксперты, опрошенные The Bell.
Что случилось
ЦБ сегодня провел специальную конференцию, посвященную усовершенствованию системы защиты частных инвесторов. На ней были изложены предложения, которые ограничат доступ большинства инвесторов к иностранным бумагам. Предложения еще будут обсуждаться с участниками рынка, законодателями и правительством, но действовать ЦБ начал уже сейчас — после окончания конференции он разослал брокерам письмо с рекомендацией убрать из приложений возможность покупки иностранных бумаг для неквалифицированных инвесторов.
Предложения ЦБ сводятся к следующему:
- «На время» запретить неквалифицированным инвесторам увеличивать позиции в иностранных ценных бумагах (то есть их нельзя будет покупать, но можно продавать). Под запрет попадут в том числе и акции с Гонконгской биржи, доступ к которым в последние недели начали предоставлять российские брокеры, и фонды, ориентированные на вложения в иностранные бумаги. Некоторые облигации со структурным доходом и внебиржевые деривативы тоже смогут покупать только квалифицированные инвесторы.
- Ограничения не коснутся еврооблигаций Минфина России, бумаг иностранных эмитентов, выпущенных в России, и тех, которые ведут экономическую деятельность в России.
- Также ЦБ планирует пересмотреть максимальный размер плеча, доступный неквалифицированным инвесторам. По мнению регулятора, частные инвесторы не всегда осознают риски торговли с плечом (несмотря на то что регулятор же в прошлом году ввел тестирование), и это подтверждает статистика: с конца февраля по настоящее время задолженность клиентов перед 11 крупнейшими брокерами составила 2,5 млрд рублей.
- И, наконец, стать квалифицированным инвестором станет гораздо сложнее: ЦБ предложил повысить порог для признания «квалом» с 6 до 30 млн рублей ликвидных активов. Из этой суммы теперь будут вычитать обязательства перед брокером (это могло использоваться для обхода требований). Из числа самостоятельных критериев для получения статуса квалифицированного инвестора исключат экономическое образование, а тесты для получения права покупать рискованные инструменты станут сложнее: число вопросов увеличится с 8 до 11, будут введены временны́е интервалы между попытками пересдачи.
К чему это приведет
Цель регулятора очевидна — оградить инвесторов от рисков дальнейшей заморозки иностранных бумаг. По оценке ЦБ, уже более 5 млн россиян имеют на счетах заблокированные (прежде всего из-за санкций) активы — только акций заморожено на 320 млрд рублей. О несчастьях российских розничных инвесторов мы рассказывали здесь. Но вместо предупреждения инвесторов о рисках ЦБ выбрал жесткий вариант фактического запрета.
Против предложения ЦБ уже высказалась и сама СПБ биржа (падение ее акций на Мосбирже после конференции регулятора превышало 23%, а к закрытию составило 14%), и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Главный аргумент критиков трудно оспорить — запрет повысит остальные риски розничных инвесторов, лишив их возможности диверсификации портфеля и ограничив его российскими бумагами, который сейчас подвержены самым непредсказуемым рискам.
«[Предложения ЦБ] выглядят как приглашение розничным инвесторам инвестировать только в отечественные ценные бумаги. К сожалению, круг отечественных инструментов слишком узок, чтобы дать необходимую инвесторам диверсификацию, перспективы российской экономики неопределенны, а информации по многим отечественным инструментам, необходимой для инвестиционных решений, стало меньше. Вряд ли мы таким образом снизим риски розничных инвесторов», — сказал РБК президент НАУФОР Алексей Тимофеев. СПБ биржа в своем комментарии заявила, что запрет усилит недоверие частных инвесторов к российской финансовой инфраструктуре и повысит их инвестиционные риски.
Риски для инвесторов в результате запрета могут возрасти, сказал в разговоре с The Bell руководитель управления развития клиентского сервиса одного из крупнейших брокеров, ФГ «Финам», Дмитрий Леснов. Это может привести к переходу инвесторов не только к иностранным брокерам, но и к мошенникам, которые будут на фоне этих ограничений заманивать неопытных инвесторов, предупредил он. Гендиректор консалтинговой группы «Личный капитал» Владимир Савенок, напротив, считает предложенный ЦБ запрет «вполне разумным». «Торговля иностранными ценными бумагами сейчас — рискованное дело. В любой момент их могут снова заблокировать. Поэтому я никому не рекомендую торговать такими бумагами через российских брокеров — ни “квалам”, ни всем остальным», — сказал он The Bell.
Брокеры следовать рекомендациям, изложенным в письме ЦБ, пока не спешат. «Предложения регулятора еще предстоит обсудить с участниками рынка и государственными органами, которые будут искать необходимые альтернативы. В работе рынка и доступе инвесторов к инструментам на данный момент ничего не меняется», — сказали The Bell в «Тинькофф инвестициях». На момент отправки рассылки опция покупки иностранных бумаг была доступна в приложениях всех трех крупнейших брокеров, работающих с СПБ биржей, — «Тинькофф», БКС и «Финама».
Что мне с этого?
Российским розничным инвесторам (а это 19,8 млн человек, из них 2 млн активных) не позавидуешь: покупать иностранные бумаги на российском рынке сейчас действительно в высшей степени рискованно, а российские компании подвержены военным и санкционным рискам — и могут, например, в нарушение всех обещаний по просьбе государства отказаться от выплаты дивидендов. Можно открыть счет у иностранного брокера — но и там можно столкнуться с ограничениями (но это уже будет риском, который инвестор берет сам на себя, ответил на сегодняшней конференции на вопрос The Bell зампред ЦБ Филипп Габуния).