Закредитованность населения становится серьёзным вызовом и даже может грозить социальными потрясениями. Сразу в ряде регионов долги россиян перед банками стали критическими, и эксперты утверждают, что пускать ситуацию на самотёк нельзя. Как её ввести в приемлемое русло пытался понять корр. «Октагона» Михаил Белый.
Регионы с максимальным уровнем закредитованности населения – республики Тыва и Калмыкия: индикатор в первой составил 149,4 процента, во второй – 133,9 процента, говорится в исследовании РИА «Рейтинг» (проводится на основе данных Банка России и Росстата). Уровень закредитованности оценивался как соотношение среднедушевого долга экономически активного населения по банковским кредитам и годовой зарплаты. То есть житель Тувы в среднем должен банку полтора размера своей годовой зарплаты. К 100 процентам показатель закредитованности приблизился в Тюменской области, Адыгее и Удмуртии.
В число регионов с минимальным уровнем закредитованности населения вошли субъекты Северного Кавказа и юга России: Ингушетия – 14,9 процента, Крым – 29,5 процента, Чечня – 30,1 процента.
Опасная ипотека
В России объём задолженности по кредитам населения перед банками на 1 февраля 2024 года составляет 33 трлн рублей. За последние 12 месяцев сумма повысилась на 23,5 процента, или на 6,4 трлн рублей. В 2019 году задолженность по кредитам физических лиц была менее 15 трлн рублей, то есть за минувшие пять лет долг удвоился. За год сумма на одного экономически активного жителя страны увеличилась в среднем на 84 тыс. – до 439 тыс. рублей.
Средняя номинальная заработная плата за последние 12 месяцев выросла меньше, чем задолженность, – на 15 процентов.
Самые бедные субъекты сегодня разбились на две полярные группы. В первую вошли северокавказские республики, где население почти не берёт кредиты, во вторую – Тува, Калмыкия и другие низкообеспеченные регионы с максимальной закредитованностью. В таких субъектах, как Тува, ситуация с кредитными долгами может трансформироваться в социальную катастрофу, поскольку, судя по соотношению долга, работающие в регионах банки подчас выдают кредиты, не учитывая реальную платёжеспособность клиентов, считает экономический аналитик Артём Ермолаев.
– Фиксируется почти запредельная кредитная нагрузка. Очевидно, это потребует неотложного вмешательства властей, иначе до социальной катастрофы недалеко, – поясняет «Октагону» Ермолаев. Он предполагает, что львиную долю сформировавшейся в регионах задолженности составляет ипотека. – Люди хватают ипотеку, однако в реальности не могут её обслуживать. Проблема с каждым днём становится всё более острой.
Представители Центробанка ранее неоднократно предупреждали о риске возникновения ипотечного пузыря. В частности, по этой причине с 1 октября 2023 года в России начали действовать новые ограничения по ипотеке. Банки обязали вводить более высокие надбавки при выдаче кредитов с низким первоначальным взносом или слишком закредитованным заёмщикам. Вместе с тем в стране продолжают развиваться программы льготного ипотечного кредитования. Например, срок действия «Семейной ипотеки» будет продлён, другая программа – «Льготная ипотека» на новостройки – может продолжить работу в отдельных регионах страны. Как заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, предполагается продлить специальные ипотечные программы с господдержкой – для новых территорий, «Дальневосточную», «Сельскую», «ИТ-ипотеку».
Финансовые власти прилагают все возможные усилия для снижения риска надувания пузыря на рынке ипотеки, объясняет в разговоре с изданием начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст», кандидат экономических наук Олег Абелев. В том числе этому способствует высокая ключевая ставка: по словам представителей ЦБ РФ, на ближайшие три года она составит примерно 10 процентов, а до конца 2024 года – 13–13,5 процента.
«Спрос на ипотечные продукты будет снижаться. Программы льготной ипотеки, которые действовали и были продлены после послания президента Федеральному собранию, будут иметь более адресный характер».
Олег Абелев
начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст», кандидат экономических наук
Специалисты говорят о возможности нескольких, не обязательно взаимоисключающих сценариев. Согласно первому, может произойти массовое банкротство физических лиц. За восемь лет существования процедуры судебного банкротства в России – с октября 2015 года по сентябрь 2023 года – суды признали финансово несостоятельными свыше миллиона россиян, следует из статистики Федресурса – Единого федерального реестра сведений о банкротстве. В 2023 году российские суды признали несостоятельными 350,8 тысячи граждан и индивидуальных предпринимателей.
– Массовые банкротства сегодня несут риски и для банков, и для государства в целом. Низкая финансовая грамотность населения, экономическая нестабильность приводят к тому, что россияне вынуждены всё чаще и чаще прибегать к институту банкротства. Кредитные организации вводят всё новые системы проверки потенциальных заёмщиков, сужая круг потенциальных клиентов. Однако социальное благополучие, пусть во многих случаях и мнимое, сегодня во многом держится именно на кредитных деньгах, – комментирует «Октагону» руководитель отдела исследований аналитического агентства «Национальный Эксперт» Елена Варламова.
Если ситуация с закредитованностью существенно не улучшится и тенденция к росту долгов продолжится, то может случиться амнистия для некоторых категорий, причём с участием средств Центробанка, чтобы снизить нагрузку на банки, утверждают эксперты. В середине прошлого года в России предлагали ввести кредитную амнистию для семей с детьми – такую инициативу в адрес премьер-министра Михаила Мишустина направила первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По её словам, более 80 процентов из числа бедных в России составляют семьи с детьми. Предложение Лантратовой поддержали в Совете при президенте по правам человека, однако продолжения идея пока не получила.
Кандидат экономических наук, преподаватель школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов не исключает того, что будут приняты и другие меры по нивелированию ситуации:
– Но что совершенно точно, так это то, что нынешняя ситуация в банковской сфере только на первый взгляд кажется замечательной: прибыль рекордная и прочее. Уровень неопределённости и риска там очень высок. В итоге ЦБ, скорее всего, постарается не допустить банкротства банков в связи с данной закредитованностью.
Банковские заложники
Складывающееся положение заставляет банковский сектор кардинально пересматривать свою политику. Кредитные организации заинтересованы в предложении услуг наиболее надёжным, платёжеспособным клиентам. Минувшей осенью Банк России ужесточил условия для заёмщиков с высокой долговой нагрузкой.
В Центробанке неоднократно отмечали, что необеспеченное потребительское кредитование в последнее время растёт довольно высокими темпами.
В ходе XX Международного банковского форума в сентябре 2023 года глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина даже публично упрекнула кредитные организации в поиске лёгких доходов, бездумной раздаче ипотек и навязывании услуг.
Как рассказывает «Октагону» заместитель директора департамента развития розничного бизнеса АО «Свой Банк» Вадим Шамин, регулярно совершенствуются механизмы скоринга (система оценки кредитоспособности), системы риск-оценки. По этой причине для клиентов с уже существующей крупной долговой нагрузкой новые кредитные продукты становятся менее доступными. Однако сотни тысяч россиян оказались в финансовой кабале, из которой без помощи государства могут и не выбраться.