Citigroup выпустил недвусмысленное предупреждение о скором начале рецессии в Соединенных Штатах, посоветовав клиентам сократить позиции в рисковых активах и подготовиться к приходу шторма. «Мы в 15 минутах от полуночи», пишет обозреватель The Guardian Амброз Эван-Причард (Ambrose Evans-Pritchard), излагая основные тезисы анализа банкиров.
Глобальная инвестиционная команда банка заявила, что в прошлом году Федеральный Резерв США чрезмерно ужесточил денежно-кредитную политику. Он слишком долго ждал, чтобы прекратить повышение процентных ставок или замедлить темпы количественного ужесточения (обратное QE).
Экономика уже получила пробоину ниже ватерлинии и, скорее всего, поддастся патологиям, описанным в учебниках и связанным с затуханием экспансии.
“Экономика США, похоже, переходит в фазу стагнации после короткого периода нахождения в стадии “золотой середины” на фоне высокого уровня фискальных стимулов. Мы советуем инвесторам готовиться к рецессии”, – сказано в письме банка.
Американские акции и мировые фондовые индексы могут продолжать расти еще несколько месяцев, прежде чем достигнут своего пика в июле. “Как правило, ралли в акциях прекращается незадолго до окончания цикла”, – утверждает Citi.
Подытоживая, Citigroup предсказывает наступление технической рецессии в декабре этого года в соответствии с определением Национального Бюро Экономических Исследований. “Конечно, наш прогноз не будет абсолютно точным”, – сказано в письме.
Внутренняя модель банка предполагает, что вероятность наступления рецессии в следующем году возросла до 37–45%. На самом деле эта модель говорит о том, что экономика уже находится в опасной зоне.
Предыдущие эпизоды показывают, что, когда вероятность наступления спада приближается к 50%, экономика уже как правило находится в рецессии. “Мы в пятнадцати минутах от полуночи”, – сказано в письме за авторством Джереми Хейла и Амира Амина.
Ключевым триггером стала случившаяся на этой неделе инверсия кривой доходности казначейских облигаций, когда рыночная ставка по 10-летним нотам упала ниже трехмесячной ставки. “Поскольку кривая все больше инвертируется, вероятность наступления рецессии растет в геометрической прогрессии”, – говорится в письме.
Этот переломный момент представляет собой вердикт рынков облигаций о том, что Федеральный Резерв в своей политике ужесточения монетарных условий вышел за рамки разумного. Инверсия кривой доходности имеет последствия. Так, в первую очередь страдает бизнес-модель банков, которые стремятся совершать краткосрочные заимствования, а затем ссужать деньги на долгий срок. При инверсии кривой доходности финансовые доходы банков сокращаются, и в конечном итоге кредитование частного сектора уменьшается.
Citigroup заявил, что еще слишком рано отказываться от акций, но некоторый поворот в сторону активов с фиксированной доходностью был бы разумным. Американские фондовые индексы в среднем вырастали еще на 11% после того, как кривая инвертировалась в прошлые разы, а пики на фондовых рынках случались четыре месяца спустя этого события. Сами акции предвосхищают начало рецессии в среднем за 5 месяцев, достигая своих циклических вершин.
Но циклы разнятся в этом отношении. До Великой Рецессии предупреждений почти не было. Индекс S&P 500 достиг своего пика в октябре 2007 года, а экономика США начала сокращаться в ноябре – задолго до краха Lehman Brothers и AIG, случившегося годом позднее.
Изменения в политике могут иметь огромное значение, если они наступят достаточно скоро. Федрезерв снизил ставки на 50 пунктов в результате экстренного (незапланированного) шага в январе 2001 года и еще на 50 пунктов три недели спустя, но было уже слишком поздно, рецессию уже было не остановить, и экономический спад начался в феврале того же года.
Рецессии токсичны, потому что они вызывает цепную реакцию, выражающуюся в запуске финансового делевериджа. Сегодня рецессия может привести к лавине “падших ангелов” среди американских компаний, которые за девять лет увеличили долг с $2,5 трлн. до $6,5 трлн., главным образом для выкупа собственных акций.
Большие долги компаний с рейтингом BBB и BB имеют статус чуть выше мусорного. Среднее соотношение чистый долг/EBITDA у этих компаний равно почти шести, что по историческим меркам очень много. Рецессионный шок приведет к резне на кредитном рынке. Такой шок может запустить самоусиливающийся кризис.
Рецессия нанесет сокрушительный удар по еврозоне, где Италия уже находится в рецессии, а экономический рост в Германии застопорился на нулевой отметке. Ключевая процентная ставка Европейского центрального банка составляет минус 0,4%.
Политическая планка для возобновления QE в ЕС непомерно высока. Пакт Стабильности препятствует радикальному использованию контрциклических фискальных стимулов.
Кристин Лагард, глава Международного Валютного Фонда, предупредила в четверг, что валютный блок “недостаточно устойчив”, чтобы противостоять очередному глобальному спаду. “Нам нужна европейская банковская система, которая может выстоять в шторм, не ломаясь”, – сказала она.
Citigroup заявил, что опережающий индикатор по экономике США, рассчитываемый Conference Board, начал снижаться, и этот сигнал нельзя игнорировать. Краткосрочное улучшение американской экономики на фоне налоговых послаблений Дональда Трампа ослабевает. Рынок труда силен, но он является зеркалом заднего вида для понимания состояния дел в экономике. Этот рынок почти не издавал предупредительных сигналов о рецессии в 1973, 1981, 2000 и 2007 годах.
Одним из неприятных сюрпризов может стать возобновление ценового давления в США, несмотря на замедление экономики, что приведет к стагфляции. Такой сценарий стал бы ужасным сочетанием для акций.
Конкурент Citi, Bank of America, заявил, что ожидает, что акции достигнут “большой вершины” во второй половине этого года, прежде чем инвесторы осознают болезненную перспективу “долговой дефляции /импотенции политики”, когда у финансовой системы отпадут колеса. Прогнозная модель банка предвещает сокращение глобальных прибылей на акцию на 9% в этом году.
Противоположный индикатор Bull&Bear, рассчитываемый Bank of America, в начале января сигнализировал о начале покупок, когда страх стал распространенным явлением на рынках. Капитуляция Федрезерва сработала, как и следовало ожидать: за первый квартал коммодити выросли на 14,5%, а глобальные акции подорожали на 11,5%.
Теперь, когда мы вступаем во второй квартал, настроения меняется. Инвесторы переходят в “дефляционные активы” (облигации) и начинают “японизационный” трейд. На данный момент индикатор Bull&Bear находится на нейтральной территории на отметке 4,4 пункта, что значительно ниже сигнала на продажу на уровне 8,0 пунктов, отражающего максимальную жадность.
У нас есть время для подготовки. Но будьте осторожны. Динамика последней стадии цикла непредсказуемо опасна.
Перевод с английского – finviev.ru.