В Госдуму внесен и опубликован проект федерального бюджета на грядущие три года — с профицитом в 2022 и 2023 годах (1% и 0,2% ВВП соответственно) и дефицитом на уровне 0,3% в 2024-м. Это бюджет нефтяной страны, которая столкнется в среднесрочной перспективе с энергопереходом, характеризуют финансовый документ аналитики. The Bell собрал 5 главных фактов о новом бюджете, которые важно знать.
Оптимистичные прогнозы
В основе проекта федерального бюджета на 2022–2024 годы — базовый прогноз Минэкономразвития, который основывается скорее на целевых, чем на прогнозных показателях — и не все они похожи на выполнимые.
- Российская экономика после провала из-за пандемии в 2020 году должна показать восстановительный рост на 4,2% в 2021-м, а в дальнейшем — в 2022–2024 годах — будет расти строго на 3%. То есть власти рассчитывают, что динамика российского ВВП придет в соответствие цели, поставленной Владимиром Путиным еще в 2018 году («рост не ниже мирового») и с тех пор ни разу не выполнявшейся.
- Инфляция в 2021 году разгонится до 5,8% в 2021 году, но уже во второй половине 2022 года, согласно официальному макропрогнозу, вернется к целевому уровню 4% и в дальнейшем будет оставаться в рамках таргета Банка России.
- Цена на нефть к концу прогнозного периода снизится с $66 за баррель (в среднем за 2021 год) до $55,7 за баррель в среднем за 2024 год, ожидает Минэкономразвития. В случае ускоренного энергоперехода высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне на средне-долгосрочном горизонте, оговаривается при этом Минфин. Курс доллара в 2022–2024 годах составит в среднем 72–74 рубля, предполагается в прогнозе.
По сути этот прогноз — индикативный план, и есть риски, что оптимистичные показатели — рост ВВП на 3% и инфляции 4% — в 2022 году окажутся недостижимыми, сказал The Bell директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Он считает, что в 2022 году с учетом ужесточения денежно-кредитной (в сентябре ЦБ на фоне ускорения инфляции в пятый раз подряд поднял ключевую ставку — до 6,75%) и бюджетной политики российскую экономику ждет торможение роста до 2,5% (такой сценарий Минэкономразвития заложило в консервативный вариант прогноза). Динамика инфляции на фоне замедления внутреннего спроса и ухудшения условий кредитования (ставки по кредитам растут вместе со ставкой ЦБ) в 2022 году будет ниже 4% в следующем году, полагает экономист.
Резервы надо копить. Но иногда можно тратить
Несмотря на благоприятный официальный прогноз правительства, Минфин встревожен негативными перспективами спроса на нефть. «Если объявленные намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае — к 2060 году) обретут законодательный статус и этому примеру последуют другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически», — указало ведомство в «Основных направлениях бюджетной политики до 2024 года». В документе приводится прогноз Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому цены на нефть к 2030 году упадут до $35 за баррель и будут медленно снижаться до $25 за баррель к 2050 году (в ценах 2020-го).
Для сохранения экономической и бюджетной стабильности Минфин предлагает копить больше денег и начать делать это уже сейчас: повысить с 7 до 10% ВВП порог ликвидных резервов Фонда национального благосостояния (ФНБ), сверх которого средства можно инвестировать внутри России. Таким образом, объем «неприкосновенных» резервов, которые нельзя тратить, существенно возрастет. Владимир Путин уже поручил правительству до 15 октября рассмотреть инициативу Минфина.
Правда, в этом предложении уже на входе заложено существенное исключение: независимо от установленного порога средства ФНБ можно будет инвестировать в инфраструктурные проекты из особого перечня, который будет утвержден после 1 октября 2021 года. Но на такие инвестиции будет предусмотрен лимит — до 2,5 трлн рублей. Последнее, как объясняет Минфин, позволит минимизировать риски снижения финансирования отобранных проектов и в целом снизит бюджетные риски.
Впрочем, по оценкам Минфина, даже с учетом финансирования инфраструктурных проектов на 2,5 трлн рублей объем ФНБ на конец 2024 года может составить 15,4% ВВП.
В мае источники РБК говорили, что правительство уже предварительно отобрало семь проектов, которые получат из ФНБ в общей сложности почти 900 млрд рублей. Среди них — развитие РЖД восточной части БАМа для обеспечения вывоза угля из Якутии; развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, включающего Московские центральные диаметры; строительство скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань.
Главные статьи расходов
С 2022 года правительство возвращается к обычным параметрам «бюджетного правила», действие которого было приостановлено в 2020 году из-за антикризисных расходов в связи с пандемией. Это значит, что все нефтегазовые доходы бюджета, полученные при цене на нефть свыше установленного порога ($44,2 за баррель в 2022 году, $45 в 2023-м и $45,9 в 2024-м), направляются в резервы ФНБ. Структурный первичный дефицит бюджета (при базовых ценах на нефть) ограничен на уровне 0,5% ВВП.
«Все суперожидаемо. Бюджетное правило не меняется и будет работать в трехлетней перспективе. Можно сказать, что бюджет РФ становится довольно скучным, но предсказуемым документом», — сказала The Bell главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.
Крупнейшие разделы в структуре расходов федерального бюджета — традиционно социальная политика (25% всех утвержденных бюджетных расходов в 2022 году), национальная экономика (14,6%), национальная оборона (14,8%), а также национальная безопасность и правоохранительная деятельность (11,8%), следует из пояснительной записки к проекту бюджета. На образование и здравоохранение в 2022 году пойдет 5,2% и 5,3% всех расходов бюджета в 2022 году. В 2023–2024 годах ожидается сокращение расходов на здравоохранение до 4,9% относительно всех бюджетных расходов.
На все задачи в рамках нацпроектов и посланий президента предусмотрено финансирование в объеме почти 12 трлн рублей со значительным ростом на протяжении всего трехлетнего периода (+70% в 2024 году к уровню 2020 года), указывает Минфин.
При этом российский бюджет все равно остается консервативным, что оправданно для нефтяной страны в перспективе усиления мировой политики декарбонизации, говорит Донец. Согласно проекту бюджета, его ненефтегазовый дефицит сократится с 7% в 2021 году до 6,2% в 2022 году, 6,3% в 2023 году и 6% в 2024 году.
Что с налогами
В налоговой сфере главное нововведение нового бюджета — изъятие дополнительной ресурсной ренты с металлургов и производителей удобрений, о котором The Bell подробно писал здесь. С 2022 года ставки НДПИ для горнодобывающих компаний будут привязаны к уровню мировых цен на сырьевые товары. За счет налогового маневра федеральный бюджет планирует дополнительно получить за три года около 0,5 трлн рублей. Зато бизнес смог отбиться от повышения налога на прибыль до 25–35% для тех, кто платит слишком много дивидендов, — решение перенесли на 2023 год.
Для микропредприятий (с численностью сотрудников до 5 человек) Минфин анонсировал запуск нового налогового режима «УСН.онлайн». Аналогично налогу для самозанятых, предполагается, что его можно будет платить через «удобный интерфейс» без необходимости заполнения деклараций, следует из «Основных направлений бюджетной политики до 2024 года». Кроме того, повышению собираемости налогов, по замыслу Минфина, должно способствовать введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся обязательств.
Что с зарплатами и пенсиями
Правительство в 2022 году возвращает индексацию зарплат федеральных госслужащих, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета и др. (она была приостановлена в 2021 году с целью балансировки бюджета) на уровень инфляции — то есть на 4%. Также с 1 октября в проекте бюджета предусмотрено ежегодное повышение зарплаты военных и сотрудников правоохранительных органов на 4%.
Страховые пенсии неработающих пенсионеров будут повышены в 2022 году на 5,9%, в 2023 году — на 5,6%, в 2024 году — на 5,5%, что соответствует параметрам индексации, закрепленным в законе о пенсионной реформе 2018 года. Средний размер страховых пенсий неработающих пенсионеров, как ожидается, достигнет 20,4 тыс. рублей к 2024 году.
Что мне с этого?
Самый символичный пункт в бюджете — тот, в котором правительство сначала в лучшем кудринском стиле предлагает растить резервы (ведь спад спроса на нефть может быть «катастрофическим»!), а потом сразу же разрешает тратить их триллионами на инфраструктурные проекты. А как иначе добиться 3-процентного роста экономики, которого Россия не видела с 2013 года? Разве что рассчитывать на то, что бизнесмены начнут добровольно расставаться с деньгами, но в правительстве бизнесменов знают хорошо. Усидеть на двух стульях будет трудно, а позиции сторонников роста госрасходов усиливаются.
Петр Мироненко, Юлия Старостина, Ирина Малкова.