Россияне запасаются впрок
21.10.2020 Экономика

Экономики США и России: тревоги и надежды

Центр макроэкономического анализа Альфа-Банка выпустил обзор состояния экономик США и России по итогам 9 месяцев года.  Текущие опасения инвесторов в США вызывает, в основном,  вероятность оспаривания итогов выборов президента, надежды наших – только на то, что удастся избежать локдаунов из-за второй волны пандемии COVID-19.

С Байденом полегче будет?

Накануне выборов в США инвесторы уделяют повышенное внимание возможности кандидатов оспорить результаты выборов – уровень разрыва в количестве голосов за Байдена и Трампа сейчас является главным индикатором этого – чем он больше, тем меньше вероятность политической неопределенности после ноября. Но экономический фон последнего месяца стал хуже: в США скорость нормализации рынка труда замедлилась, а новый пакет мер поддержки так и не был согласован; вторая волна эпидемии ухудшает перспективы выхода из кризиса, хотя МВФ и улучшил прогноз мирового спада с предыдущей оценки 4,9% до 4,4%.

Американские рынки растут, ожидая победу Байдена; разрыв в рейтингах Трампа и Байдена выходит на первый план: Американские рынки восстановились в последние недели на фоне растущей вероятности победы Байдена, политика, который может снизить градус торговой войны и улучшить отношения между США и ЕС. Главным риском в глазах инвесторов сейчас является сценарий непризнания результатов выборов. Хотя американская законодательная система предусматривает все процедуры, необходимые для опротестования результатов, зная стилистику президента Трампа, нельзя исключать, что он может поддерживать напряженность на рынках до 20 января 2021 г., когда Белый дом формально должен перейти новому президенту.

В итоге, в последние недели сложившийся на рынке консенсус рекомендует уделят повышенное внимание разрыву в рейтингах Трампа и Байдена – значительный разрыв позволит минимизировать риски непризнания результатов. В значительной степени этот взгляд объясняет рост американских индексов, возобновившийся в последние недели – это отразилось в динамике индекса S&P (см. Рис. 1) и в динамике высокотехнологичных компаний (см. рис. 2). Рейтинг Байдена по состоянию на середину октября составлял около 55-60% при рейтинге Трампа в интервале 40-45%, разрыв между двумя соперниками увеличился до 17% в среднем в середине октября против 12% на начало сентября.

Американские индексы

Безработица в США перестала снижаться на фоне рисков второй волны и отсутствия одобрения по пакету финансовой помощи: Как бы ни сложились результаты выборов, следует помнить, однако, что движение рынков в последние месяцы существенно опережают изменение фундаментальных показателей. В США, согласно последним данным, число созданных рабочих мест в сентябре сократилось до 661 тыс., что оказалось ниже ожиданий рынка (см. рис 3) и стало минимальным значением с мая, когда рынок труда начал восстанавливаться.

Уровень безработицы продемонстрировал очень незначительное улучшение и в сентябре составил 7,9%, что лишь немного превзошло ожидания рынка (см рис 4). Иными словами, в условиях неспособности американских законодателей принять новый пакет мер финансовой поддержки экономики и роста рисков второй волны, темпы восстановления экономики могут замедлиться. На данный момент основным фактором поддержки является рост баланса ФРС – но даже в этом аспекте его динамика уступает темпам роста баланса ЕЦБ, который нарастил этот показатель на 200 млрд евро с начала октября (см. рис 5).

Рабочие места в США

Значительное смягчение монетарной политики является важным фактором, позволившим МВФ выйти с новым, более оптимистичным прогнозом мировой экономики: если раньше фонд прогнозировал спад на 4,9% по итогам этого года, то новый прогноз предусматривает спад всего на 4,4%. Что касается перспектив на 2021 год, по новому прогнозу, крупнейшие развитые страны покажут средний рост ВВП на уровне около 5,0% г/г – прогноз роста по Франции на 2021 год составляет 6% г/г, а по Великобритании – 5,9% г/г, что будет сопоставимо со средним ростом по странам развивающихся рынков. Исключение составят Китай (экономика которого может вырасти на 8,2% г/г) и Индия (где рост может составить 8,8% г/г). По России прогноз фонда на следующий год выставлен на уровне 2,8%, что является минимальным значением среди крупных экономик развивающихся рынков (см. рис 6).

COVID-19 – вторая волна ограничений? Рост заболеваемости COVID-19 в последние недели вызвал оживленную дискуссию по поводу того, целесообразен ли жесткий карантин и как дальше будет развиваться ситуация. Во многих странах растут опасения того, что экономические издержки карантина слишком высоки, и повторить опыт жесткого локдауна, который был реализован весной, вряд ли возможно. Те страны, которые весной были в числе сторонников жесткого карантина – как Франция, например, – сейчас вводят гораздо более мягкие ограничения. Тем не менее, ситуация остается в значительной степени неопределенной по следующим причинам. Во-первых, есть политический контекст принятия решений о локдауне. Среди политических аналитиков расхожим считается мнение о том, что ужесточение карантинных мер возможно со стороны европейских стран в случае победы Трампа, и, напротив, победа Байдена с его более дружественной по отношению к ЕС позицией, считается фактором, снижающим риски нового локдауна.

Во-вторых, есть медицинские дискуссии по поводу эффективности локдауна. Недавно опубликованное критическое исследование шведского опыта борьбы с COVID-19 (Kelly Bjorklund and Andrew Ewing, The Swedish COVID-19 Response Is a Disaster. It Shouldn’t Be a Model for the Rest of the World) говорит о том, что уровень смертности в Швеции и в странах, вводивших карантин на поздних этапах пандемии, значительно превысил уровни смертности в тех странах, которые были в лидерах по оперативности введения ограничений; с другой стороны, если посмотреть на статистику, то данные по смертности в Швеции несильно отличаются от других стран, при этом экономические издержки оказались явно ниже; по данным МВФ, экономика Швеции по итогам 2020 года покажет очень незначительный спад по меркам развитых стран (см. рис 7 – 8).

Наконец, многое будет зависеть от скорости создания вакцины. Многие медики, в частности, американский врач и предприниматель Джордан Шлейн, считают, что вакцина широкого пользования появится не раньше 2022 года, однако они оптимистично настроены по поводу уровня кооперации в ее разработке и по поводу долгосрочных последствий борьбы с COVID-19; медицинские тесты, разрабатываемые для борьбы с COVID-19, в будущем позволят существенно ограничивать эпидемии различных вирусных инфекций, которые приносили существенные издержки системам здравоохранения разных стран.

Короткое резюме из перечисленных факторов следующее: готовность стран к жестким мерам, видимо, окончательно определится в ноябре, при этом каким бы не было их краткосрочное решение, нет худа без добра – наработки по борьбе с COVID-19 могут дать существенную экономию на государственном уровне на долгосрочном горизонте.

Цены на нефть – риски и возможности. Как это ни парадоксально, с темой разработки вакцина напрямую связана динамика цен на нефть, которые с начала лета торгуются в узком коридоре 40-45 долл./барр. Этот интервал определяется соотношением спроса на сырье, который находится под давлением из-за сохраняющихся ограничений на международные поездки, и предложения, которое при усилии стран ОПЕК+ подверглось значительной корректировке. Инвестиции в акции нефтяных компаний, многие из которых сейчас выглядят очень дешево (Exxon торгуется по 0.8 P/B, BP по 0.9, и PetroChina по 0.3), являются, возможно, одним из наилучших способов играть на ожиданиях появления вакцины, в результате чего спрос сможет быстро вернуться на  докризисные уровни. При этом, хотя создание вакцины задает однозначно позитивную траекторию рынка, неопределенным является время ее появление. Правда, следует помнить о втором, не менее важном для рынка нефти факторе, время проявления которого более определенно, но эффект которого может быть неоднозначен – это отношения США и Ирана. С приходом к власти Д. Трампа отношения США и Ирана развернулись на 180 градусов и на смену ядерной сделки, которая была заключена при Б. Обаме и позволяла Ирану вернуться на мировой рынок нефти, пришел период возврата к ограничениям. При этом экономическая ситуация в Иране в последние годы ухудшается, темпы инфляции там превышают уровень 20% уже на протяжении более двух лет, и возврат на рынок был бы крайне желательным вариантом развития событий для иранского правящего режима – это, в свою очередь, может стать фактором, нейтрализующим позитивный эффект разработки вакцины.

В случае победы Трампа этот сценарий не обсуждается, но вот победа Байдена потенциально открывает возможность для этого риска. Правда, американские политологи считают, что для нового президента США тема Ирана будет не в ряду первоочередных, так как взгляд на нефтяной рынок через призму разработки вакцины пока выглядит более реалистичным.

Позитивный взгляд на нефть подтверждается и сильной статистикой из Китая: в сентябре рост розничной торговли составил в Китае составил 3,3% г/г, а рост промышленного производства ускорился до 6,9% г/г, обе цифры оказались выше ожиданий рынка.

Смертность от COVID-19

Ухудшение вместо восстановления

В России слабость потребления и производства, разочаровавшая нас уже в августе, в сентябре усилилась, проявившись в снижении оборота розничной торговли на 3,0% г/г и промпроизводства на 5,0% г/г.

Падение реальных располагаемых доходов на 4,3% г/г за 9M20 не стало негативным сюрпризом и подтверждает наш прогноз их сжатия на 5% г/г (это ниже официальной оценки -3,0% г/г). Поскольку ЦБ не может сейчас понизить ключевую процентную ставку, а рост госрасходов, как ожидается, замедлится к концу этого года, стремление правительства избежать введения жесткого карантина – единственный обнадеживающий фактор в отношении перспектив 4К20.

Хотя месяц назад мы ожидали, что в сентябре возобновится восстановление экономики, к сожалению, опасения по поводу второй волны карантина явно развернули траекторию. Оборот розничной торговли снизился на 3,0% г/г, что немного глубже снижения на 2,7% г/г в августе. Учитывая начало второй волны пандемии COVID-19, мы ожидаем, что потребители вернутся к режиму экономии даже при отсутствии жестких карантинных мер. Таким образом, мы ожидаем, что оборот розничной торговли в 4К20 сократится примерно на 4,0% г/г, что будет транслироваться в снижение на уровне около 5,0% г/г по итогам 2020 г.

Динамика доходов соответствует нашему прогнозу их снижения на 5,0% г/г по итогам года: Росстат немного понизил оценку спада реальных располагаемых доходов за 2К20 – с -8,0% г/г до -8,4% г/г, что следует воспринимать как позитивную новость; в сочетании со снижением реальных располагаемых доходов на 4,8% г/г в 3К20, их снижение за 9M20 составило 4,3% г/г. Это значит, что динамика доходов соответствует нашему апрельскому прогнозу их снижения на 5,0% г/г в 2020 году, что ниже официального прогноза (-3,0% г/г).

Два момента заслуживают внимания в рамках анализа траектории доходов: во-первых, в апреле мы ожидали, что ВВП по итогам этого года снизится на 3% г/г при сценарии снижения реальных располагаемых доходов на 5% г/г; сейчас складывается впечатление, что прогноз по динамике доходов реализуется при более глубоком спаде ВВП на 4-5% г/г. Такое сочетание цифр можно считать позитивным, так как это означает, что потребители пострадали меньше по сравнению с другими экономическими агентами.

Тот факт, что безработица, наконец, начала снижаться и составила 6,3% за сентябрь, тоже можно считать позитивным. Тем не менее, к негативным моментам относится расхождение в динамика трудовых и общих доходов - рост реальных зарплат составил 2,6% г/г за 9M20 в условиях падения реальных располагаемых доходов, что указывает на рост неравенства.

Выпуск в обрабатывающей промышленности в сентябре вновь начал сокращаться после роста в августе.  Динамика промпроизводства также ухудшилась в сентябре. Опубликованные Росстатом новые оценки роста промышленности указывают на отличную от прежней траекторию при более сильном результате за 1К20 (по новой оценке Росстата, оно выросло на 2,9% г/г против +1,5% г/г, по первоначальной оценке) и улучшении оценки спада за 1П20 с первоначальных -3,5% г/г всего до -1,9% г/г.

Самому сильному пересмотру подверглась оценка спада в обрабатывающих производствах, где первоначальная цифра -7,9% г/г за 2К20 сейчас повышена до - 5,1% г/г. Оставив в стороне этот весьма значительный пересмотр оценок Росстатом, сентябрьские цифры оказались слабыми – снижение промпроизводства в целом усилилось с -4,2% г/г в августе до -5,0% г/г в сентябре, в том числе спад в обрабатывающей промышленности составил -1,6% г/г в сентябре против роста на 0,4% г/г в августе. Учитывая что в октябре этого года будет на один день рабочий день меньше, чем годом ранее, а также возвращение в той или иной степени карантинных мер, мы ожидаем, что промпроизводство может снизиться на 6% г/г в октябре. При сценарии снижения промпроизводства на 6% г/г в 4К20, за 2020 г. его снижение составит примерно на 4,0% г/г.

Возможности монетарной или бюджетной поддержки в 4К20 ограничены. Сильное различие между первой волной пандемии и ситуацией в 4К20 заключается в том, что сейчас власти располагают гораздо меньшими возможностями для оказания поддержки экономике. Во-первых, учитывая что страны с развивающимися рынками взяли паузу в цикле понижения ставки, и курс рубля находится под давлением из-за предвыборной кампании в США, ЦБ не сможет снизить ключевую ставку в эту пятницу; понижение ставки на 25 б. п. на заседании в декабре также под вопросом. Что касается федерального бюджета, то рост расходов по итогам года либо останется на уровне 25% г/г как в сентябре, либо замедлится. Даже если правительство введет дополнительные меры социальной поддержки, их эффект в 4К20 будет ограничен.

В результате остается рассчитывать только на то, что введения жестких карантинных мер удастся избежать.

Ключевые макроэкономические показатели России

Наталия Орлова, Ph.D. главный экономист Альфа-Банка,  Анна Киюцевкая, старший аналитик.

Вместо постскриптума

Путин: тотальных ограничений из-за коронавируса не будет

НОВО-ОГАРЕВО, 21 октября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин заявил об отсутствии планов по введению в стране жестких и тотальных ограничений из-за коронавируса.

"По поводу возможности жестких, тотальных ограничительных мер - мы не планируем этого делать, у правительства нет таких планов", - сказал глава государства в среду на встрече с членами правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). 

Глава государства предложил бизнесу выработать корпоративные меры предосторожности от распространения коронавируса. Он призвал бизнес тщательно следить за соблюдением антиковидных мер на предприятиях, чтобы избежать даже точечных ограничений. 

Путин уверен в необходимости совершенствования системы дистанционной работы в стране, так как к ней есть много вопросов. "Здесь, конечно, очень много вопросов, нужно обеспечить интересы бизнеса (работодателей) и интересы работников, там много вопросов текущего характера", - констатировал глава государства, приведя в пример проблему фиксации соблюдения требования закона о времени на обеденный перерыв. "Но этим, безусловно, надо заниматься", - резюмировал президент.

На снимке: индикатор тревог - россияне запасаются впрок.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии