В июне этого года во всех российских регионах заработала программа «Региональный инвестиционный стандарт» (РИС), нацеленная на увеличение притока средств в экономики субъектов федерации. Это второй этап нового инвестиционного цикла, запущенного Правительством в 2020 году. В чём он состоит, чем отличается от первого этапа и какие усилия необходимо сделать, чтобы всё сработало, разбиралась обозреватель «Октагона» Вера Зелендинова.
На первом был введён механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), регулирующий отношения между государством и крупным бизнесом. Теперь речь идёт о выстраивании взаимодействия между регионами и составляющим основу их экономики средним бизнесом.
Одна из главных проблем российской экономики – дефицит инвестиций. Поначалу их ждали из-за границы, боролись за улучшение инвестиционного климата, а Центробанк тем временем удерживал высокий уровень ключевой ставки, фактически блокируя кредитование экономики и, как следствие, внутреннюю инвестиционную активность. В результате ВВП рос (главным образом за счёт экспорта), а экономика стагнировала.
В марте 2018 года президент Владимир Путин поручил Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. Минфин ответил разработкой проекта закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который обсуждали, но так и не смогли принять в течение почти двух лет. В январе 2020 года в послании Федеральному собранию Путин поставил вопрос о необходимости запустить новый инвестиционный цикл. В тот же день кабинет министров во главе с Дмитрием Медведевым подал в отставку.
Правительство Михаила Мишустина в корне изменило подход к инвестиционной политике. Государство стало вкладывать деньги в развитие предприятий и отраслей реального сектора, используя такие инструменты, как субсидии и прямые госинвестиции. И это дало определённый эффект.
В дополнение был запущен механизм СЗПК, ориентированный на привлечение инвестиций крупного бизнеса в государственные, а сейчас дело дошло до стимулирования вложений в реальный сектор экономики регионов.
В чём суть последних инноваций
Региональный инвестиционный стандарт – набор инструментов, которые должны обеспечить сотрудничество администраций регионов и бизнеса, готового вкладывать средства в развитие местных предприятий и проектов. Главная задача введения единого инвестиционного стандарта – создание благоприятной среды для отечественных инвесторов путём внедрения универсальных, прозрачных и стимулирующих правил во всех субъектах страны. Используемые механизмы тестировались в пилотных регионах в течение двух лет и теперь запускаются по всей России.
Механизм РИС состоит из пяти крупных блоков, ориентированных на решение разных групп задач. Первые два блока регулируют взаимоотношения между регионами и инвесторами. Инвестиционные декларации определяют обязательства субъектов федерации перед инвесторами. Такие рамочные документы уже утверждены в 45 регионах, в остальных работа над ними должна завершиться до конца года. А инвестиционные комитеты под руководством губернаторов создаются для оперативного решения проблем, связанных с нарушением прав инвесторов или невыполнением обязательств регионов.
Третий блок – это административная, правовая и организационная поддержка инвесторов. С этой целью в каждом субъекте создаются агентства развития, которые в режиме единого окна должны обеспечить пошаговое сопровождение проектов – от привлечения инвестиций до консультирования и поддержки предпринимателей.
Такие агентства уже существуют в 84 регионах.
Четвёртый и пятый блоки содержат набор инструментов, которые помогают вписывать инвестиционные проекты в инфраструктуру регионов. Инвестиционные карты субъектов федерации – это информационные ресурсы, содержащие данные о перспективных региональных проектах, а также о транспортной, электроэнергетической и других коммуникационных сетях, существующих на данной территории. А свод инвестиционных правил является набором прозрачных и оптимальных алгоритмов решения инфраструктурных вопросов – от получения разрешений на строительство до подключения к электрическим сетям.
Ожидаемый эффект
До настоящего времени регионы не были интегрированы в решение задачи развития экономики страны. Каждый из них разбирался со своими экономическими проблемами как мог: одни, аккумулируя внутренние возможности, пытались что-то делать, другие сидели на игле дотации федерального центра. Теперь государство в лице Правительства требует от всех субъектов большей самостоятельности, мобилизации и включения в общее дело развития реального сектора, а в качестве помощи предлагает инструменты выстраивания связей с инвесторами.
Конечной целью этой новации является рост инвестиций в экономики регионов и, как следствие, выход на ускоренное развитие экономики всей страны. По подсчётам экономистов, для того, чтобы добиться роста хотя бы на 3–4 процента, инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 25 процентов от ВВП. На деле этот показатель недотягивает до указанной планки, а его динамика демонстрирует тенденцию к снижению. Если в 2017 году при инвестициях в 16 трлн рублей они составили 21,4 процента от ВВП, то в 2022-м этот показатель упал до 18,1 процента на фоне увеличения инвестиций до 27,9 трлн рублей.
Проблема здесь состоит в том, что темпы роста инвестиций не поспевают за подъёмом ВВП, и кабмин пытается сломать эту ситуацию.
Понятно, что для достижения ощутимого роста понадобится несколько лет, но позитивная динамика ожидается уже в ближайшее время. По прогнозу Правительства, в этом году объём вложений в основной капитал увеличится до 30 трлн рублей, что составит чуть более 20 процентов от ВВП, оценённого в бюджете на текущий год в 149,95 трлн рублей.
Ответственность за достижение целей, заложенных в Региональном инвестиционном стандарте, возлагается на руководство регионов, которое владеет ситуацией на местах гораздо лучше, чем федеральные власти. Главная задача губернаторов и их администраций – создать условия для реализации инвестиционного потенциала местного бизнеса. Для стимулирования активности губернаторов будет использоваться рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ, на основании которого передовые регионы смогут получить дотации в рамках механизма инвестиционного налогового вычета.
Главное - не допустить саботажа
Ни для кого не секрет, что основным тормозом реализации принятых решений является расслабленность управленцев, граничащая с откровенным саботажем. Именно это произошло в ходе первой волны нового инвестиционного цикла, главной новацией которого стали гарантии государства инвесторам о неизменности налоговых условий на протяжении всего времени действия СЗПК.
Соответствующий закон был принят в марте 2020 года. С ноября того же года по апрель 2021 года государством в лице Министерства экономического развития было заключено 36 соглашений СЗПК на общую сумму 1,3 трлн рублей. Параллельно с этим шла подготовка документации по другим проектам. В целом ожидалось, что к концу 2024 года будет подписано ещё 600 соглашений об инвестировании 12,6 трлн рублей.
Однако во втором квартале 2021 года процесс был остановлен из-за того, что разработка государственной информационной системы «Капиталовложения», предназначенной для заключения и сопровождения соглашений, не была завершена в срок, а Минэкономразвития не подготовило соответствующие уточнения законодательной базы.
Ответа на вопрос, почему нельзя было продолжить работу в ручном режиме, как это делалось в первые полгода, никто не даёт.
Подписание соглашений возобновилось только в конце 2022 года, когда недоработки были устранены. В итоге получилось, что, решая задачу оптимизации (переход на автоматизированную государственную информационную систему), государство на полтора года перекрыло поток триллионных инвестиций. Ответственность за этот акт саботажа эксперты возлагают на Минэкономразвития, которое является уполномоченным органом по реализации механизма СЗПК.
Для того чтобы аналогичная история не повторилась в ходе второй волны инвестиционного цикла и региональные власти не манкировали своими обязанностями, в рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов были включены показатели оценки качества использования инструментов регионального инвестиционного стандарта. Достаточно ли этой меры для того, чтобы держать в тонусе губернаторов и другое местное начальство, покажет время.
Главный подводный камень - слабость региональных инвесторов
Создание единого механизма привлечения инвестиций не означает, что этот процесс даст одинаковый эффект во всех субъектах федерации. Поскольку региональный стандарт ориентирован на привлечение инвестиций в несырьевой сектор со стороны среднего бизнеса, успех этих мероприятий будет зависеть от таких факторов, как добросовестность губернаторов, активность и финансовые возможности местных предпринимателей, промышленный потенциал региона, наличие крупных предприятий, природно-климатические особенности, численность и уровень доходов населения.
Иными словами, если в регионе реализуется крупный проект или работает большой завод, это стимулирует создание вокруг него обслуживающей инфраструктуры из малых и средних предприятий, работающих в разных сферах – от розничной торговли и общепита до ремонта оборудования и выполнения небольших промышленных заказов. В результате формируется бизнес-среда с ядром из преуспевающих компаний, которые располагают ресурсами для инвестирования в те или иные проекты. А там, где экономика региона стагнирует и местный бизнес едва сводит концы с концами, ждать от него инвестиций не приходится.
Существенное влияние на развитие регионального бизнеса оказывает наличие платёжеспособного спроса, который зависит от численности и уровня доходов местного населения.
Определённую роль играют и природные условия, задающие направления развития малого и среднего предпринимательства. В южных, приморских и других курортных районах есть смысл вкладывать средства в гостиничный и ресторанный бизнес, который, принося неплохой доход, позволяет сформировать финансовый потенциал для инвестирования в смежные проекты. Но такая схема не работает в северных и промышленных регионах.
Немаловажным фактором является и общий уровень экономической активности субъекта, отражающийся на размерах расходной части местного бюджета. В этом смысле инвестиционный потенциал Московской области с населением 8,5 миллиона человек и бюджетом в размере 954,7 млрд рублей будет выше, чем тот же показатель в Костромской области, где бюджет и численность населения меньше в 20 и 15 раз соответственно. Но даже в этом развитом и близком к столице регионе не стоит ждать миллиардных инвестиций, сравнимых с тем, что было достигнуто только за полгода использования механизма СЗПК, когда крупные компании в среднем вложили в каждый из 36 проектов 36 млрд рублей.
Объясняется это огромной разницей в размерах средств, которыми оперирует крупный и средний бизнес.
Если совокупная выручка 50 ведущих компаний превысила в прошлом году 66 трлн рублей, а число тех, кто получает сверхприбыль, исчисляется сотнями, то общий капитал и резервы среднего бизнеса равны, по данным Росстата, 3,6 трлн, а его совокупная чистая прибыль не превышает 887 млрд рублей.
Поэтому на первом этапе результатом введения Регионального инвестиционного стандарта должно стать аккумулирование сравнительно небольших средств и направление их на развитие регионов, с тем чтобы в перспективе повысить доходность среднего бизнеса и тем самым нарастить его инвестиционный потенциал.