Кризис со скачком цен на яйца и мясо кур теряет остроту – за последние пару недель цены опустились примерно на 1,5%, счёт яиц, ввозимых из Турции и Азербайджана, идёт уже на миллионы штук, но насколько устойчива ситуация, и что можно сделать, чтобы такого рода кризисы не повторялись. ВиД предлагает вниманию две статьи по теме – в «Октагоне», корр. которого Александр Колесников бьёт тревогу в связи с тем, что остаются невостребованными наработки отраслевых учёных, и в «Парламентской газете», рассказывающей о том, что когда-то племенное птицеводство было на 95% - а не на 5%, как сейчас, – отечественным.
Дефицит яиц наглядно продемонстрировал не только уязвимость проводимой продовольственной политики перед экономическими санкциями Запада, но и отсутствие связи между властью в лице Минсельхоза и отечественной наукой.
Среди причин роста цен на яйца в более чем 30 регионах страны эксперты называли увеличение потребления, подорожание кормовых добавок и ветеринарных препаратов, заболевания птиц и другие факторы. В основном же, как говорили «Октагону» специалисты, к повышению стоимости продукта привели последствия антироссийских санкций, введённых ЕС и США.
Редакция проанализировала десятки промышленных разработок российских учёных за последние три года и убедилась, что их идеи могут использоваться на предприятиях без существенных затрат и способствовать подъёму производства яиц, улучшать их сохранность и укреплять здоровье птиц.
Союз властей и отечественной науки неоднократно приводил к успеху. Особенно ярко это проявлялось в критические моменты. После начала пандемии коронавируса НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи и Российский фонд прямых инвестиций в рекордно короткие сроки выпустили вакцину «Спутник V» для профилактики COVID-19, которая по ряду показателей превзошла аналоги зарубежного производства. После начала специальной военной операции Минобороны начало искать военные инновации в вузах, писал «Октагон». Но в отрасли птицеводства ничего подобного не произошло.
Одну из главных статей расходов птицефабрик (70–75 процентов затрат) составляет закупка кормов. Недостаток в рационе биологически активных веществ может угрожать благополучию кур. Отсюда и большой интерес российских учёных к разработке рациона питания для несушек. В частности, недавний совместный проект Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина (МГАВМиБ – МВА имени К. И. Скрябина) и Витебской ордена «Знак Почёта» государственной академии ветеринарной медицины предполагает добавление в их рацион диоксида кремния и β-каротина. Тестирование метода на «Витебской бройлерной птицефабрике» привело к увеличению средней живой массы кур и яиц, а их валовой сбор в опытном птичнике вырос на 26,4 процента по сравнению с контрольным.
В Кузбасском государственном аграрном университете имени В. Н. Полецкова предложили вводить в комбикорм несушек экстракт крапивы двудомной и фитобиотик на основе растительных экстрактов. Исследования кормовых добавок университета на местной птицеферме продемонстрировали повышение яйценоскости и сохранности кур, а также других показателей.
В Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К. А. Тимирязева решили увеличивать продуктивность несушек, внедряя в их рацион питания морские бурые водоросли Fucus vesiculosus.
Применение кормовой добавки, изготовленной из бурых морских водорослей (ламинария), произрастающих в прибрежной зоне Белого моря Республики Карелия, где такие водоросли добываются в промышленных масштабах, является более рациональной и экономически эффективной формой обогащения рационов сельскохозяйственной птицы биологически активными веществами на территории средней полосы РФ.
Учёные защищают яйца от кур
Для предотвращения расклёва яиц в птичниках в Воронежском государственном аграрном университете им. императора Петра I уже несколько лет ведутся разработки электрических муляжей. В частности, созданы устройства, которые при ударе клювом подают звуковой (акустический) сигнал, отпугивающий птицу.
Наиболее близким к заявленному изобретению является способ дрессировки животных при помощи «кликера», который обеспечивает мгновенную реакцию дрессировщика на действие животного, что, в свою очередь, позволяет сформировать условный рефлекс в максимально короткий срок, отмечают специалисты воронежского университета.
Там же разработали муляж яйца для подавления инстинкта насиживания. Чтобы заставить несушку покинуть гнездо, температура такого изделия повышается. В птичнике размещают муляжи, поверхность которых автоматически нагревается. Помимо этого, предлагается вмонтировать в устройства термодатчики и снимать различные показатели – например, температуру тела наседки, поверхности гнезда, воздуха в птичнике и в нескольких зонах инкубатора, получая данные в том числе по Wi-Fi.
Одним из способов повышения яйценоскости сельскохозяйственных птиц служит подавление инстинкта насиживания. Негативная роль такого инстинкта проявляется в физиологической особенности птиц: насиживание прерывает процесс яйцекладки. Чем чаще и дольше у птицы проявляется инстинкт насиживания, тем в большей степени снижается яйценоскость, указано в описании разработки.
Учёные Ставропольского государственного аграрного университета создали стационарный овоскоп – устройство для определения качества инкубационных яиц кур, уток, гусей, перепёлок и других птиц. Также изделие способно оценить развитие эмбриона при инкубации яиц без необходимости вынимать их из лотков. Представители вуза сообщают «Октагону», что разработка является экспериментальной и находится на стадии лабораторного исследования в виварии университета.
Химия для здоровья цыплят
Специалисты МГАВМиБ – МВА имени К. И. Скрябина сосредоточились на обеззараживании поверхности скорлупы яиц до инкубации. Для этих целей может применяться обработка раствором карнозина, феруловой кислоты или убихинона. В результате повышается выводимость яиц за счёт увеличения жизнеспособности эмбрионов, качества и интенсивности их развития. А для коррекции негативных последствий при инкубации яиц от старого родительского стада их скорлупу обрабатывают водным раствором антиоксиданта – цитохрома С.
Для повышения здоровья цыплят в Воронежском государственном аграрном университете предложили обеззараживать воздух в инкубаторах с помощью фотокаталитического очистителя. Фотокатализ считается наиболее эффективным способом удаления биологических загрязнителей воздуха. Там же разработали выводной инкубатор. А в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете создали СВЧ-установку для термообработки и обеззараживания яиц.
В МГАВМиБ – МВА имени К. И. Скрябина получили способ уничтожения в птичниках красных куриных клещей D. gallinae. Специалисты предложили обрабатывать несушек специальным средством для предотвращения дерманиссиоза. На территории России, в частности в Нечерноземье и Краснодарском крае, дерманиссиоз является наиболее распространённым и экономически опасным эктопаразитозом, поражающим промышленные птичники, где содержатся куры-несушки, объясняют учёные.
Исследования проводились на частных агропредприятиях Краснодарского края. В итоге при осмотре помещений и птицы клещи D. gallinae обнаружены не были.
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина разработал беспилотную самоходную систему для сбора яиц на шасси. Применение робота сокращает расходы на производство и наёмный труд и снижает вероятность инфицирования кур.
Россия продолжит импортировать яйца
Чтобы ликвидировать дефицит яиц на рынке, Росптицесоюз предложил увеличить их производство за счёт расширения государственной поддержки птицеводческих предприятий и инфраструктуры и повышения размера льготного кредитования, а также призвал ограничить торговые наценки на этот продукт для ретейлеров до 5–10 процентов. Пока что трудности смягчаются посредством завоза из-за рубежа. По сведениям Россельхознадзора, на 26 января Россия экспортировала 2,2 млн пищевых яиц из Турции и 4,5 млн из Азербайджана. Представители Минсельхоза не смогли сообщить «Октагону» о наличии у ведомства каких-либо планов, касающихся окончания завоза продукции.
Генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова в беседе с изданием заметила, что отечественные научные организации сегодня имеют большое количество прорывных технологий.
Однако часто они не доходят до реализации из-за нехватки ресурсов.
Например, университеты и НИИ не могут позволить себе самостоятельно выпускать ветеринарные препараты и кормовые добавки, поскольку для этого необходимы длительные доклинические и клинические исследования на тысячах животных.
– Кроме того, в ходе массового внедрения необходимо перерабатывать технологию производства, и, изменяя один параметр в процессе, важно отслеживать, какое влияние он оказывает. Зарубежные технологии – это сбалансированный механизм, в котором уверены производители, а внедрение новых – это часто риск для бизнеса, – поясняет эксперт. – В том числе поэтому бывает сложно запустить любую, даже самую хорошую разработку, потому что доказать её эффективность может только время.
Действительно, биотехнологи Кубанского государственного аграрного университета испытывали способ раннего отбора яичных кур и способ их содержания, основанные на смещении режима освещения в курятниках, на 100 несушках кросса Ломанн Браун. Похожий проект Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства реализован на четырёх группах из 120-дневных кур кросса СП-789 по 144 головы в каждой.
Методики доказали возможность отбора высокопродуктивных несушек и улучшения качества яиц при снижении затрат на корма, однако потребуются дальнейшие испытания на других кроссах и на большем количестве птиц, сообщают «Октагону» эксперты.
Необходимо продолжить проведение тестов в лабораториях, а в случае успеха попытаться внедрить технологию в производство. Наконец, она обязана быть экономически эффективной.
По словам Марины Петровой, у отечественного бизнеса зачастую недостаточно финансовых ресурсов, чтобы реализовывать местные технологии и ждать результата, а госпрограммы не предусматривают право на ошибку. Поэтому получается замкнутый круг: есть понимание, что необходимы инновации, но нужен запас времени, чтобы их внедрить.
Курица с иностранным акцентом
98 процентов мяса курицы на отечественных прилавках имеет иностранное «происхождение». Такой статистикой с «Парламентской газетой» поделились в Росптицесоюзе. Однако уже совсем скоро — к 2031 году — долю полностью российский продукции планируют довести до 25 процентов. Поможет в этом новый кросс, то есть гибридная порода, домашней курицы под названием «Смена-9». Как Россия потеряла собственное племенное производство и скажется ли его восстановление на ценах на окорочка и грудки в магазинах — в материале «Парламентской газеты».
Иноземное «племя»
Доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации к 2031 году должна составлять 25 процентов. Такие данные приводятся в пояснительной записке к проекту «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по селекции и генетике в животноводстве», опубликованному в среду, 24 января, на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Этот документ должен установить в России профессиональные стандарты для специалистов-генетиков, без которых эффективное и планомерное развитие животноводства будет невозможным. Насколько серьезно стоит проблема с ними сейчас, наглядно видно по заявленной цели — по сути, производство российских племенных кур всего за семь лет должны нарастить более чем в десять раз. Об этом же, к слову, еще в октябре прошлого года рассказывал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
«К 2030 году обеспечим долю производства мяса птицы на основе отечественного кросса кур на уровне не менее 25 процентов. И это, безусловно, повысит уровень продовольственной безопасности нашей страны», — отмечал он во время совещания президента России Владимира Путина с членами Правительства.
Как уточнили для «Парламентской газеты» в Росптицесоюзе, заявление министра вовсе не говорит о том, что сейчас большая часть мяса курицы на российских прилавках импортная. На самом деле и окорочка, и грудки, и бедрышки вполне себе отечественные — изготавливаются они у нас, на наших заводах, продаются под нашими торговыми марками. Но есть нюанс.
«Дело в том, что у нас сейчас 98 процентов так называемой племенной продукции, то есть яйца и птиц-прародителей, завозится из-за рубежа, — отметил президент Росптицесоюза Владимир Фисинин. — И уже на этой продукции на нашей территории выращиваются родительские стада — от них мы получаем инкубационное яйцо, а из него уже выращиваем кур, которые потом отправляются на мясопроизводства».
То есть технически мясо отечественное. А вот «происхождение» у него — зарубежное, причем в основном голландское. Однако, по словам Владимира Фисинина, так было не всегда.
«Еще в 2005 году у нас отечественный племенной материал — а точнее кросс «Смена-6» — занимал в структуре отечественного бройлерного производства 56 процентов, — подчеркнул эксперт. — А до этого, еще во времена СССР, существовало множество других кроссов: «Конкурент», «Россия», «Большевик» и так далее. И все они вместе занимали уже 95 процентов. Что было дальше — прекрасно известно. Государственные племенные птицеводческие заводы, прежде имевшие строго бюджетное финансирование, этого самого финансирования лишились и закрылись. И мы в итоге перешли на массовую закупку племенного материала».
Напомним, кроссы домашней птицы (от англ. cross — «скрещивание») — гибриды пород и линий домашней птицы (как правило, это куры яичных или мясных направлений), которые получают в рамках строго прописанных, иногда довольно сложных правил, обычно в промышленных условиях под надзором зоотехников.
Надеемся на «Смену»
Первой ласточкой — а вернее, первой курочкой — на пути восстановления отечественной племенной базы и должен стать кросс «Смена-9». По словам Владимира Фисинина, благодаря работе российских генетиков он уже по ряду параметров превосходит импортные кроссы: например, курица быстрее растет и дольше живет, легче переносит болезни. В ближайшее время его еще и дополнительно доработают — улучшат показатели конверсии корма, чтобы бройлеры питались меньше, а мяса набирали активнее. А года через три должна появиться еще и «Смена-10».
А вот на цену конечного продукта на полках магазинов появление нового отечественного кросса, скорее всего, не повлияет.
«Закупка племенного материала составляет буквально доли процента в структуре себестоимости, — заключил Владимир Фисинин. — Здесь вопрос в другом — в том, что 70 процентов приходится на корма. Сейчас Россия в этой сфере совершила мощный рывок — у нас достаточно своей кукурузы, сои и так далее. При этом мы импортируем практически все необходимые витамины, ферменты, подкислители и почти 50 процентов вакцин. Вот это все, конечно, на себестоимости мяса — и, следовательно, на конечной его стоимости для потребителя — сказывается. Ну и с торговыми наценками пора уже что-то решать — в структуре итоговой стоимости они могут составлять до 60 процентов!»
В Госдуме между тем заявляют о еще одном способе повысить долю отечественного мяса на прилавках.
«Я уже много раз говорил о том, что у нас в России для аграриев установлены самые высокие тарифы на электроэнергию, — отметил в беседе с «Парламентской газетой» первый заместитель думского Комитета по аграрным вопросам Олег Нилов. — А между тем электроэнергия составляет одну из самых больших статей расходов в структуре себестоимости конечной продукции. А вся аграрная отрасль в целом отнимает у совокупных мощностей, которые производят наши энергетики, всего полтора процента».
По словам Олега Нилова, до тех пор, пока не снизятся тарифы, говорить о снижении цен — хоть с отечественными кроссами, хоть с импортными — не приходится.
«Возникает вопрос — почему так происходит? — подчеркнул парламентарий. — Скорее всего, мы имеем дело с неким скрытым лобби, которое заинтересовано в том, чтобы Россия как можно дольше находилась в зависимости от импортных поставок, причем не только племенной курицы, но и практически всей продукции аграрного сектора, от картофеля до огурцов и помидоров. И именно с этим лобби нужно бороться — только тогда мы сможем добиться собственной продовольственной безопасности и остановить рост цен».