Путин и Володин
18.07.2019 Политика

Не надо недооценивать Володина

Фото
Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин в очередной раз бросил в болото пробный камушек, опубликовав 17 июля в «Парламентской газете» коротенькую статью с одной мыслью: надо бы изменить Конституцию РФ так, чтобы Дума получила право участвовать в формировании правительства. Второй день комментаторы заходятся: вот, это для того, чтобы сделать Путина премьером и оставить у власти после 2024 года! Подозрительно дружный вывод. И очень упрощенный.

Логика комментаторов, убеждённых, что всё в отечественном политическом классе делается исключительно для того, чтобы в результате транзита власти она осталась в руках Владимира Владимировича до гробовой доски, такова.

Ранее, говорят они, рассматривались четыре варианта продления властвования Путина: простое изменение конституционных сроков пребывания президента у власти; выдвижение престолоблюстителя по образцу Дм.Медведева (например,  мэра Москвы Сергея Собянина) с последующим возвращением скипетра и державы в надлежащие руки; придание чрезвычайных полномочий Госсовету во главе с Путиным (вариация на тему Дэн Сяопина); переучреждение Российской Федерации – либо через создание Союзного государства России и Белоруссии во главе с президентом Путиным, либо трансформация РФ из президентской республики в президентско-парламентскую, где полномочия главы правительства будут расширены до нынешних президентских, а полномочия собственно президента – усечены до нынешних премьерских.

Три из названных четырёх сценариев предполагает внесение изменений в Основной Закон, но последний вариант, по оценке комментаторов, - самый проходной, безболезненный и именно он, знают видные политологи и эксперты, согласован с Самим, о чём и свидетельствует статья Володина от 17 июля с.г.

Помилуйте,  Вячеслав Володин не вчера начал высказываться по теме: первый пробный камень был вброшен в январе, в  интервью интернет-редакции Госдумы, хотя, если верить ИА Bloomberg, даже в марте у Кремля не было согласованного сценария транзита власти.  Можно вспомнить также программную статью председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина о необходимости отладить баланс ветвей власти в Основном Законе страны, появившуюся в ноябре прошлого года в «Российской газете» не без сочувственного поощрения (так мне кажется) того же Володина; процесс подготовки «людей, принимающих решения» последователен.

Но хорошо, допустим, что схему преобразования РФ в парламентско-президентскую (именно так, по-моему, а не наоборот), согласовали только что.  Как она видится по данным упомянутого Bloomberg’а? 

Видится так:

— доля депутатов, избираемых по партийным спискам, будет снижена с 50 до 25%;

— остальные 75% будут избираться по одномандатным округам — так прокремлевские кандидаты смогут идти на выборы как номинально независимые, чтобы избежать клейма членства в «Единой России»;

— реформа будет проведена перед парламентскими выборами, запланированными на 2021 год, и даст Путину полный контроль над Госдумой за три года до окончания его срока;

— сохранение контроля над нижней палатой позволит Путину сохранить власть, став руководителем правящей партии и премьер-министром с расширенными полномочиями, которые он получит за счет сужения полномочий президента.

Нетрудно заметить, что реализация схемы возможна  при условии, что необходимые изменения будут рассмотрены и одобрены обеими палатами ФС РФ в осеннюю сессию текущего года, максимум – в весеннюю 2020-го (с последующим подписанием законов президентом РФ). Времени в обрез, а процедурной, аппаратной работы куча, даже «бешеный принтер» может не успеть. Но главное не в этом, конечно, а в том, что все расчёты экспертов строятся на одном базовом условии: после 2021 года парламент (то есть Дума и Совфед) будет полностью подконтролен лично Путину. «Подконтролен» в рассматриваемых обстоятельствах, означает минимум на 75 процентов (конституционное большинство). Итоги выборов на разных уровнях последних двух лет показывают, что это нетривиальная, мягко говоря, задача, и не факт, что все, избравшиеся (проведенные) в Думу, как «прокремлёвские», окажутся таковыми после получения мандатов. А что, если Дума окажется подконтрольной лично Володину (как, в общем и целом, текущий состав)? Не зря же  бытует мнение, что нынешний заместитель Валентины Матвиенко Андрей Турчак был поставлен осенью 2017 года на пост секретаря Генсовета «Единой России» в том числе и для того, чтобы зачистить верхушку партии от володинских кадров, насаждённых последним в бытность первым замом главы АП. Опытный и осторожный аппаратчик Вячеслав Викторович, но и политик с большими амбициями. И – не форсирующий события.

Во всяком случае, пока что он раз за разом говорит публично об одном: «целесообразны точечные корректировки Конституции, которые позволяют лучше раскрыть правовой потенциал нашего Основного закона»; в Конституции отсутствует необходимый баланс в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти; надо рассмотреть «вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации».

Кстати, те, кто рисуют сценарий расширения полномочий главы правительства, могли бы обратить внимание на следующий пассаж статьи Володина в «Парламентской газете»: «формирование самого Правительства на практике… осуществляется самим председателем Правительства. Президент Российской Федерации принимает решение о составе Правительства по представлению председателя Правительства… но без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам.

При внесении предложений председателем Правительства по кандидатурам будущих членов Правительства для назначения Президентом Российской Федерации отсутствуют процедуры их обсуждения и консультаций». И далее: «наличие возможности представительной власти высказать своё мнение главе государства по предлагаемому составу Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации».

По-моему, человек достаточно ясно высказался за расширение полномочий парламента (а – огрубляя – за то, чтобы правительство формировалось парламентом), но никак не за расширение полномочий председателя правительства, скорее наоборот.

Ну, и нельзя не заметить, что в высказываниях Володина нет  и намека на необходимость  внесения в Основной Закон изменений, ограничивающих президентские полномочия, без чего переток властных функций к премьеру будет за гранью легитимности.

Подытожу. Пока что Вячеслав Володин последовательно добивается увеличения  значения в жизни страны Госдумы, что, в принципе, хорошо и правильно, а также своего персонального политического веса.  Какими будут его следующие шаги в большой политике – покажет время (однажды, в 21:00 мск), но сказать, что они нацелены сегодня или будут нацелены исключительно на соблюдение интересов и навечное сохранение во главе государства персонально Владимира Владимировича Путина… Я бы не рискнул.

Юрий Алаев.

Фото: Григорий Сысоев, РИА «Новости».

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии