Бунты в России
20.01.2019 Общество

Резко запахло газом…

Прецедент решения Грозненского горсуда о списании 9 млрд рублей задолженности населения Чечни за бытовой газ ставит очень непростые вопросы не только перед «Газпромом», но и перед главой российского государства Владимиром Путиным.

Сначала – о юридическом аспекте дела.

Срок исковой давности по долгам за ЖКУ составляет 3 года. Следовательно, чеченский суд был вправе вынести решение о списании долгов, возникших более 3 лет назад.

И неважно, имела ли право прокуратура Чечни обращаться в Грозненский суд с иском о признании долгов невозвратными или нет, гораздо важнее другое: обращался ли поставщик газа - ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» - в суды с исками о взыскании долгов до наступления срока исковой давности, а если нет, то почему?

Вряд ли кто-то сомневается, что и иск прокуратуры и соответствующее решение суда могли состояться без отмашки главы Чечни Рамзана Кадырова. Почему отмашка последовала, если – по данным Натальи Зубаревич,  профессора кафедры экономической и социальной географии МГУ - самые высокие неплатежи за ЖКУ в республиках Северного Кавказа, от 60% неоплаченных счетов в Ингушетии, 50% в Дагестане и примерно по 30% - в Чечне и Кабардино-Балкарии; как не платили, так и не платили бы?

Напрашивающихся ответов два: либо грозненский межрегионгаз вознамерился начать процесс отключения чеченских домохозяйств от газа, либо это очередной ход в борьбе Кадырова за переподчинение республике самых лакомых получателей налогов и генераций прибыли.  Известна, например, такая борьба за ОАО «Грознефтегаз» – нефтегазодобывающее предприятие, созданное в 2000 году  на базе нефтяных активов Чеченской Республики и по факту подконтрольное «Роснефти».

Если верен первый ответ, то история вполне объяснима с точки зрения пресловутой социально-политической стабильности: Рамзану Ахматовичу совершенно ни к чему буза подконтрольного населения, в том числе вооруженных до зубов бойцов самого Кадырова, из-за того, что какая-то коммунальная контора решила выполнить  завет героини Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке». Если верен второй ответ, то напрашивается вывод, что Чечне уже мало многих десятков миллиардов рублей субвенций, получаемых ежегодно из федерального бюджета, - настолько мало, что лидер республики пошёл на открытый конфликт с такими людьми, как Сечин и Миллер.

И вот тут возникает довольно мутная коллизия: господа Сечин и Миллер – люди, патронируемые непосредственно Путиным с одной стороны, а господин Кадыров - с другой стороны (чуть ли не личный проект Владимира Владимировича, как ни суди). Выход, на первый взгляд, очевиден: ну что там какой-то «Грознефтегаз» или какие-то 9 млрд рублей долгов за газ в масштабах активов «Роснефти» и «Газпрома», а тем более российской экономики в целом? Мог бы Владимир Владимирович сказать: «Игорь, Лёша, да ну его к лешим, уступите Рамзану, он нам ещё ой как может пригодиться»? Теоретически – да. А на деле, в условиях, в которых находится Россия, её экономика, её структура госуправления, при сегодняшней общественно-политической ситуации (растущей немочи едросов, неостанавливающегося сползания рейтингов Самого)? Трудно, очень трудно сказать.

И дело, ведь, не только в том, что потенциально прощённые 9 млрд рублей выглядят на фоне продления выхода на пенсии, повышения НДС, цен на топливо и тарифов на ЖКУ совсем иначе, чем 10-12 лет назад, когда всё, казалось, было в шоколаде. Дело в том, что у таких феодалов, как упомянутые оппоненты чеченского, своих вассалов тьма, их же надо держать в подчинении и содержать, и прикрывать, в случае чего. А как это делать, если на твой авторитет кто-то – не сюзерен, а кто-то из формально равных! – может, оказывается, наплевать? Так что и морально-психологический аспект играет в этой борьбе существенную роль.

И подробнее о психологии. Рискну предположить, что в российских регионах вне Северного Кавказа довольно распространено ощущение, что они кого-то кормят (Москву, например, или ту же Чечню). Насколько распространено – знают люди, проводящие закрытые соцопросы для ФСО, но так или иначе показательны две вещи: довольно бурная реакция на решение Грозненского суда в социальных сетях и очень сдержанная – в классических СМИ, в том числе явно оппозиционных (привет бубнилкам о «четвёртой власти» и знатокам «тонких красных линий»). По-моему, это указывает на реальную опасность перерастания коммунального конфликта в общедомовой, если можно так выразиться. А то, что потенциал перерастания значителен, заметно уже по инициативам в ряде регионов перенять передовой опыт Чечни. С призывами – и даже ходатайствами в местных органах представительной власти и к прокуратурам списать долги населения за газ (а в паре случаев – вообще за ЖКУ) – выступили активисты в Башкортостане, Чувашии, Краснодарском крае, Ростовской, Смоленской и Ульяновской областях… Думаю, это только начало.

Таким образом, инцидент местного и сугубо экономического характера грозит вылиться в постановку вопроса в политической плоскости: у нас, в Российской Федерации, на самом деле все субъекты равны перед законом, в том числе перед Основным Законом, или некоторые равнее? «Газпром» и «Роснефть» - это точно национальные достояния или активы группы феодалов?  Эти вопросы уже звучат, и отвечать на них придётся, в конечном счёте не кому-то, а лично Владимиру Владимировичу Путину, как главе единого по форме государства. 

Как показывает практика последнего времени, газ – это, конечно, наиболее экологическое топливо, но уж очень взрывоопасное. И чем дальше – тем больше.

…Интересно, Рамзан Ахматович просчитывал, насколько токсичной может оказаться устроенная в Чечне «газовая утечка» лично для своего патрона или повернул вентиль импульсивно?  

Юрий Алаев.

P.S. На флаговой иллюстрации – аллегория на тему российских бунтов. Наиболее крупные из них - Соляной 1648 года и Медный 1662 года - были спровоцированы чисто экономическими, даже бытовыми, можно сказать, причинами, равно как, скажем, Новочеркасский расстрел 1962 года. Но были и такие, поводом для которых стали просто предрассудки – это о Чумном бунте 1771 года, вспыхнувшем из-за запрета в условиях эпидемии чумы молящимся и паломникам собираться у чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города.  Неисповедимы пути.

Ю.А.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии