Реформирование НДС или же налоговый маневр?
18.03.2017 Финансы

Реформирование НДС или же налоговый маневр?

В настоящее время правительство России рассматривает идею по увеличению ставки НДС и снижению страховых взносов в социальные фонды, что, по мнению некоторых экспертов, позволит вывести зарплаты из тени. Известный татарстанский предприниматель и экономист Тахир Давлетшин доказывает, что это лишь усугубит проблемы малого  и среднего бизнеса. 

Министр финансов А. Силуанов в ходе начавшейся сегодня в Москве ежегодной Недели российского бизнеса, проводимой РСПП, подтвердил, что ведомство выступает за вариант налогового маневра «22/22». Снижение ставки страховых взносов до 22 процентов (в настоящее время стандартный тариф страховых взносов составляет 30%) для федерального бюджета может быть нейтральным, при условии повышения налога на добавленную стоимость (НДС) до 22 процентов (сейчас 18 процентов). Также министерство предлагает унифицировать ставку страховых взносов — то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимается дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд, что де-факто предполагает отказ от регрессивного налогообложения доходов физических лиц.

По подсчетам Минфина уменьшение поступлений в социальные фонды (при снижении страховых взносов) будет компенсировано повышением НДС, при этом, повышение ставки НДС на 4 % приведет к разовому скачку инфляции в 2 %.

Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление - это общемировая тенденция, она увеличивает стимулы для активного использования капитала и труда(1). «Если говорить об улучшении структуры налогов, снижении прямых налогов за счет увеличения косвенных, то именно это мы хотели бы предложить. Собственно, это уже обсуждается в прессе. Мы видим, что у нас в связи с увеличением прямых налогов, в первую очередь страховых взносов, начала увеличиваться та теневая часть экономики, которая связана с выплатой заработных плат в конвертах», — пояснил министр.

«Если посмотреть по отраслям, то практически все отрасли от таких изменений находятся в выигрыше, особенно те, по которым сегодня есть льготы по НДС. Мы предлагаем сохранить преференции по НДС для отдельных отраслей, речь идет о сельском хозяйстве, медицине, образовании, финансовом секторе», — сказал Силуанов.

Для крупных предприятий предложенный Минфином налоговый маневр будет во благо, т.к. уменьшение страховых взносов приведет к снижению затрат на производство, а ставка НДС для производителя не столь важна: НДС - косвенный налог на потребление (или же, на покупки непроизводственного характера), в итоге его платит конечный потребитель, т.е. граждане.

Однако, для микро- и малых предприятий производственной сферы на УСН и ЕСХН, реализующих свою продукцию более крупным контрагентам на общей системе налогообложения (ОСНО), какой бы отрасли они не относились, освобождение от НДС обернулось налогом с оборота по ставке, равной ставке НДС(2), и этот налог в результате «маневра» поднимется с 18 % до 22 %. Рост ставки НДС без гармонизации общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов приведет к еще большему ухудшению их финансового положения(3). В результате, у микробизнеса в производственной сфере остается выбор: уйти в тень, или же закрыть свое дело.

В результате, вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет, суммарный эффект с учетом социальных последствий может быть резко отрицательным.

Таким образом, государство совершает хаотические действия, с одной стороны расширяет базу для правонарушений в налоговой сфере, увеличивая ставку НДС и предельную сумму дохода работы на специальных налоговых режимах, с другой, ужесточает налоговый контроль, вводя АСК НДС-2 и контрольно-кассовую технику нового поколения. При этом настоящие реформы не проводятся, правительство ограничивается увеличением ставок собираемых налогов (НДС, акцизы) (4), и уменьшением ставок труднособираемых (социальные фонды).

Эти маневры сопровождаются заявлениями об отсутствии необходимости повышать налоговую нагрузку в России. «Вопрос тоже обсуждался — повышать или не повышать налоговую нагрузку, мы здесь четко определились в том, что нет необходимости повышения налоговой нагрузки, если мы не будем повышать расходные обязательства», — сказал Силуанов. Далее: «Мы считаем, что тот уровень налоговой нагрузки, который сложится в 2019 году, если говорить по показателям, которые сейчас есть у нас, при тех прогнозах, которые мы сделали бюджетных на трехлетку, в 2019 году уровень налоговой нагрузки составляет, которые перераспределяется через бюджетную систему, 31,6% ВВП».

Однако снижение страховых взносов однозначно потребует увеличения трансферта в Пенсионный фонд и ФСС, что не согласуется с другими планами Правительства: один из пунктов Основных направлений налоговой политики – уменьшение зависимости от федерального бюджета в Пенсионном фонде, в фонде соцстраха.

Обсуждение Минфином якобы высокой нагрузки на фонд оплаты труда в России вызывает недоумение: во-первых, у нас дефицит Пенсионного фонда, во-вторых, нагрузка на фонд зарплаты, ставки страховых взносов ниже, чем во многих развитых странах, а если взять еще и подоходной налог, ставка которой 13%, у нас нагрузка на зарплату гораздо ниже. Если пытаться решать налоговые проблемы, кроме НДС есть более важная проблема, чем страховые взносы – НДФЛ, но о нем ни слова. Также нет в выступлении А.Силуанова ответа на вопрос, как будет решаться проблема дефицита Пенсионного фонда. Создается впечатление, что намерения Минфина просты: поднять ставку НДС до 22 %, а взносы в социальные фонды оставить такими, какими были, причины найдутся.

Необходимо отметить, проблема налоговой системы России не в уровне налоговой нагрузки, а в несовершенстве налогового законодательства. И манипулированием налоговых ставок проблема не решается – нужна реформа налоговой системы, в первую очередь реформа НДС и НДФЛ.

При существующей налоговой системе в России нет условий, чтобы микро-бизнес мог вырасти в малый, малый – в средний, и так далее. Перед микро-бизнесом стоит барьер в виде 18 % налога с оборота, который Правительство собирается поднять до 22 %.

«С точки зрения бюджета это предложение нейтральное — оно не приносит нам дополнительных доходов», — сказал министр финансов А. Силуанов. По его словам, дополнительные доходы прогнозируются в связи с «обелением» экономики и снижением уровня нагрузки (?!).

Спорно утверждение, что снижение ставки страховых взносов до 22% приведет к снижению теневого сектора, к «обелению» экономики - кто в тени, они вообще ничего не платят, поэтому 22% или 30% — нет разницы. Теневой бизнес это как правило микро- и малый бизнес, и страховые взносы для них незначительны, а значителен НДС вкупе со страховыми взносами и НДФЛ. Что касается решения проблемы уклонения от налогообложения в среднем и крупном бизнесе, необходимы другие, неналоговые меры.

В числе многих недостатков и недоработок НК РФ особое место занимают недо-статки и недоработки Главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» на концептуальном уровне: в ГК РФ и НК РФ не определены понятия добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, а в НК РФ не определена методика расчета НДС (дан алгоритм расчета). Являясь краеугольным камнем налоговой системы, несмотря на 25 летний стаж этого налога, НДС продолжает оставаться непонятным налогом для подавляющего большинства экономистов, чиновников и предпринимателей. В предложенной автором «Концепции реформирования налоговой системы» (5) особо подчеркнута необходимость реформирования НДС, без которого невозможен рост экономики, основными положениями которого являются:

- определение НДС в российском законодательстве как НТУ – налог на товары и услуги, или же, налог на конечное потребление, каковым де-факто является НДС согласно Главы 21 НК РФ;

- гармонизация общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов;

- значительное ограничение порога максимальной выручки для работы в специальных налоговых режимах УСН и ЕСХН.

При всей противоречивости выступления А. Силуанова на Неделе российского бизнеса, наибольшее недоразумение вызывает его заявление, что сложившаяся налоговая система отвечает интересам экономического развития страны (!?).

Налоговая система России молодая, имеет недостатки и недоработки как на методологическом уровне, так и на концептуальном, требует модернизации и реформирования, и в настоящее время она не может служить экономическому развитию, а является одним из существенных факторов, способствующих экономическому спаду и стагнации.

Нужна реформа налоговой системы, а не налоговый маневр.

Литература:

1  Гурвич Е.Т. Российская газета

2  А.Туфетулов, Т.Давлетшин, С.Салмина «Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса».//Налоговый Вестник. 2014 № 10. С.44-50.

3  Т. Давлетшин «Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов»// Налоговый Вестник. 2015. № 10.С. 64-67.

4  Давлетшин Т.Г. «Собираемость НДС. Методологические аспекты» // Финансы и Кредит. 2017. №2. С.64-77.

5  Давлетшин Т.Г. «О концепции реформирования налоговой системы» сайт «Деловой России».

13
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии