Время и Деньги
20.04.2016 Финансы

«Панамский список» - это слепок

Самое загадочное в так называемом Панамском списке – о тысячах владельцев офшорных счетов из числе селебрити, включая окружение Владимира Путина,  – это то, почему он признан мировой прессой и комментаторами первым. Словно отшибло память. 


Первый толчок мошнотрясения международного масштаба случился в далёком 2003-м году, когда глава ФКЦБ РФ Игорь Костиков заявил на конференции в Женеве (и газета «Коммерсант» довела это заявление до отечественной аудитории) о  полном разглашении Центральным банком Кипра данных о русских владельцах кипрских офшоров. Тогда ЦБ Кипра оперативно выпустил специальное заявление-опровержение, заверив клиентеллу, что кипрское законодательство о  конфиденциальности соблюдается неукоснительно, а обмен информацией с ФКЦБ РФ касается только тех компаний, которые «оказывают финансовые и инвестиционные услуги для широкой публики».  Дорогие (в прямом смысле) россияне, которые в основном и создали Кипру славу офшорной зоны, а также обеспечивали хорошую статистику по привлечению в РФ «иностранных инвестиций», эти люди и фирмы успокоились, не расслышав в словах Костикова предостережения, но 10 лет спустя, 19 марта 2013 года,  их тряхнули так, что мало не показалось никому.

В этот день, выполняя ультиматум Еврогруппы,  власти Кипра списали единоразовый налог со всех банковских вкладов в стране. Так называемый «налог на вклады» был одним из обязательных условий получения Кипром финансовой помощи от международного сообщества.  Параллельно с налогом на вклады был повышен налог на рост капитала и налог на прибыль — до 12.5%. По расчётам аналитиков на этой операции кипрская казна заработала около 6 млрд евро; соответственно, процентов 80 от этой суммы потеряли бенефициары местного офшора.  По сути, этот удар был нацелен на то, чтобы покончить с Кипром, как со

всемирно известной офшорной зоной, но и на российскую экономику тоже, конечно, ведь далеко не все офшорные счета содержали «грязные» деньги.

Ага, сказал тогда президент Путин, вы видите, чего они творят?!  И началась кампания по деофшоризации, амнистии капиталов, которая естественно – в силу существующих в нашей родине условий – ничем положительным по сию пору не закончилась.

Это, конечно, был еще не «панамский список», но ровно год назад английская The Guardian опубликовал целую серию статей с результатами исследования «новаторского проекта», как это газета охарактеризовала,  International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ) относительно офшоров, главным образом  на Британских Виргинских островах.  В исследовании приняли участие 88 журналистов из 46 стран мира,  утверждается, что объем «слитой» информации только по BVI составил 260 гигабайт  (в 160 раз больше информации об отчетах посольств, которую в 2010 году обнародовал WikiLeaks)  и эти файлы  содержат 2,5 миллиона документов  за 10-летний период и имена 130 тысяч человек из 170 стран, в том числе из России.  Примечательно, что в том списке также, за считанными на пальцах одной руки исключениями, не оказалось граждан США.

Что касается России, то в списки 2015 года попали, например,  жена первого вице-премьера правительства РФ Ольга Шувалова (с упоминанием компании Plato Management, принадлежащей Severin Enterprises Inc., владелицей которой являлась г-жа Шувалова, и, кстати,  её же багамской  фирмы Sevenkey Ltd), зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев, генеральный директор «Газпром социнвест» Борис Пайкин, бывший генеральный директор компании «Оборонпром»Андрей Реус, брат сенатора Михаила Маргелова Владимир Маргелов.  И ничего не случилось: никаких заявлений пресс-секретаря президента РФ, что это часть подрывной деятельности против России, никаких телесюжетов о том, на какие благие цели расходовались прибыли, извлеченые благодаря сделкам в офшорных зонах.  Единственное, - пресс-секретарь первого вице-премьера разъяснил общественности, что все доходы задекларированы, а счета в офшорах сами по себе не являются чем-то криминальным.  Собственно, и публикаторы сочли необходимым подчеркнуть последнее обстоятельство.   Чего же сейчас так все переполошились в верхах, неужели всё дело в виолончелисте Ролдугине?

В предыдущем комментарии по поводу Панамского списка я сделал предположение, что цель публикации этих документов – отнюдь не Россия, а сам офшорный рынок, который реальные властители нашего мира решили слегка почистить от мусора (ну, и направить глобальные финансовые потоки по правильным руслам, естественно);  небольшая экскурсия по архивным данным только укрепила меня в этом мнении. Панамский список – это на самом деле не более, чем слепок с кипрского и багамского.  И не последний, скорее всего.

Юрий Алаев.

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии