Время и Деньги
04.03.2011 Общество

Забытый врач

Скромный земский врач Филипп Григорьевич Стельмахович заботился о здоровье елабужан несколько десятилетий. Своей стезей он также выбрал психиатрию, но о его работе известно гораздо меньше, хотя, без сомнения, она достойна того, чтобы о ней говорили.

Сирота из Мстиславля

Филипп Стельмахович родился в городе Мстиславле Могилевской губернии в 1845 году. О его семье известно чрезвычайно мало. Все, что мы можем сказать сегодня, - его родители были выходцами из мещан и рано умерли. Вероятно, все метрические записи погибли в годы Великой Отечественной войны. До нас дошли сведения, что в 1861 году Стельмаховича чуть было не отчислили из Смоленской гимназии как "круглого сироту", который "не может вносить в гимназию положенного денежного платежа". За Стельмаховича ходатайствовал городской глава Мстиславля, а директор гимназии, в свою очередь, пишет прошение "Его превосходительству Господину Попечителю Московского учебного округа" с просьбой разрешить обучение сирот, в том числе и Филиппа Стельмаховича, подтверждая материально неблагополучное его положение. И быть бы Филиппу чернорабочим, если бы не милость попечителя Московского учебного округа, который разглядел в гимназисте недюжинные способности и глубокий ум. Стельмахович не подвел своего благодетеля и старался в учебе как только мог. В его экзаменационной ведомости за 1861-1862 учебный год из 40 предметов лишь 8 сданы на "хорошо", остальные - на "отлично". Получив почти "отличный" аттестат, Филипп Стельмахович сдает документы на поступление в Лесную академию.

Но неожиданно меняет решение и 27 августа 1864 года пишет прошение на имя ректора Московского университета С.Бариева: "Желая продолжить дальнейшее образование в Императорском Московском Университете, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство сделать распоряжение о зачислении меня в число студентов Университета, по медицинскому факультету…". Прошение было удовлетворено, и годы обучения в университете прошли для Стельмаховича "на казенном содержании".

Теперь у молодого врача начинается хлопотная, беспокойная жизнь уездного врача. 18 сентября 1869 года Министерство внутренних дел определило Стельмаховича уездным врачом в Малмыж Вятской губернии. В мае 1871года он уже назначен врачом Малмыжской земской больницы. Через год его отправляют в Перекоп Таврической губернии, в ноябре 1872 года он - уездный врач в Новомосковске, а в августе 1873 года - городовой врач в Елатьме. Эти постоянные разъезды были своеобразной отработкой платы за университетское обучение. 3 августа 1874 года Стельмахович уволен в отставку как выслуживший обязательный за получение стипендии в университете срок и 16 августа определяется городовым врачом в Липецк, откуда уже в октябре 1874 года его увольняют в отставку "по домашним обстоятельствам, согласно прошению". Что это были за обстоятельства, мы не узнаем.

Известно, что Указом Правительствующего Сената от 11 февраля 1875 года за № 12 Стельмахович Ф.Г. был произведен за выслугу лет в чин титулярного советника. По-видимому, с того самого времени местом жительства Филипп Григорьевич выбирает Прикамье, границы Вятской и Уфимской губернии. Он живет и работает в Елабуге и Сарапуле, а также непродолжительное время служит в селе Бережные Челны Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне Набережные Челны). Но все же основным местом его жительства становится Елабуга, здесь найдет он и свой последний приют.

Стельмахович-врач

О заслугах Филиппа Григорьевича мы можем судить по дошедшим до нас архивным документам. Вот, например, сборник постановлений очередных и чрезвычайных сессий Сарапульского уездного земского собрания за 1867-1903 годы, записи № 399 от 18 февраля 1876 года: "Комиссия, рассмотрев чертежи и схемы, нашла, по мнению врача Стельмаховича, ретирадные места, проектированные к устройству с переднего фасада, отнести, в целях гигиенических, на задний план, что вызовет новый расход на устройство с переднего фасада теплых входных тамбуров…". Это был не просто земский врач, но и талантливый организатор, который хорошо понимал работу системы здравоохранения и не жалел сил для ее совершенствования. Далее читаем: "Вследствие ходатайства врача Стельмаховича управа просит ассигновать необходимую сумму на выписку хирургических инструментов для Сарапульской земской больницы. По исчислению Стельмаховича на выписку означенных инструментов необходима сумма в 1940 рублей". Как заведующий хирургическим отделением он печется о достаточном количестве медицинского инструментария, причем заказ делает на довольно солидную по тем временам сумму. Вместо запрашиваемых денег было выделено, конечно же, меньше: "Постановили: разрешить управе израсходовать восемьсот рублей сверх ассигнованных очередным собранием 1875 года двухсот рублей на приобретение необходимых инструментов для Сарапульской земской больницы, употребив на это взаимообразно восемьсот рублей из остатков сбора 1868 года с удельных крестьян на медицинскую часть. Сумму эту пополнить сметным назначением на следующие два года по 400 рублей на выписку инструментов".

Интересно еще одно свидетельство: "Сарапульский купеческий сын Вл. Анучков заявил собранию, что земский врач Стельмахович прогнал его из приемного покоя, куда он явился в качестве больного, за то лишь, что он, Анучков, по примеру фельдшера выкурил здесь папиросу". Собрание справедливо решило, что жалоба эта не заслуживает удовлетворения.

Доктор Стельмахович пользовался заслуженным уважением коллег и пациентов, которые отмечали его внимательность, трудолюбие и тот особый дар, о котором говорят "врач от Бога".

Есть упоминания и том, что Филипп Григорьевич был не чужд благотворительности - с его именем связывают появление в башкирской деревне Бугабаш монастыря и храма Смоленской Божьей Матери, здесь при его содействии были выделены 30 десятин земли и средства на строительство.

В Елабуге

13 марта 1882 года Стельмахович по личному прошению определен елабужским городским врачом. Спустя год, 4 июня 1883 года он по собственному прошению уволен в отставку и как вольнопрактикующий врач занят с этого времени частной врачебной практикой.

В это время Елабужский врачебный участок состоял из Трехсвятской, Качкинской, Лекаревской волостей и 4 селений Кураковской волости (всего 39 селений с 29196 жителями без учета жителей города) и его обслуживали два врача - Кощеев и Маркевич, врач-окулист городской врач Кортнев, уездный врач Крымов и вольнопрактикующий врач Розов. Стельмахович стал шестым врачом на этом участке. Среди его пациентов были как елабужские купцы-миллионеры, так и рядовые жители города и близлежащих деревень.

Елабужане знали, что Филипп Григорьвич - отличный диагност, но, к сожалению, его помощь не всегда успевала к пациентам. В одной из газет за 1909 год описывается случай, когда одним из коллег Стельмаховича был поставлен неверный диагноз 17-летней девушке-гимназистке. Филипп Григорьевич сразу же распознал незамеченный тяжелый дифтерит, но спасти больную не удалось.

Есть свидетельства того, что Филипп Стельмахович встречался с отцом Иоанном Кронштадским. 5 июля 1905 года Глафира Лобовикова описывает в своем письме впечатления от встречи с отцом Иоанном в имении Стахеевых Святой Ключ. В числе приглашенных на эту встречу был и доктор Стельмахович с семьей. Он же сопровождал батюшку по дороге в Леушинский монастырь на барже, которую специально по этому случаю снарядили Стахеевы. Но визит отца Иоанна - это уже другая история, мы же можем предположить, что в числе "избранных" Филипп Григорьевич оказался благодаря своим исключительным душевным качествам.

10 января 1899 года по предложению Вятской губернской земской управы он назначен заведующим елабужским отделением душевнобольных. С увлечением погрузившись в мир психиатрии, на этой должности с окладом в 600 рублей он проработал до самой смерти.

Умер Филипп Григорьевич Стельмахович 15 июня 1918 года. В метрической книге Спасского собора в разделе "Умершие за 1918 год" отмечено: "Умер 15 июля, отпет 17 числа врач города Елабуги Филипп Григорьев Стельмахович. Причина смерти - "натурально". Отпевал городского врача протоиерей Алексей Ермолаев. Похоронен был Стельмахович на Троицком кладбище. Увы, но его могила пополнила список "неизвестных". Возможно, и надгробный камень с его именем до сих пор лежит в чьем-нибудь фундаменте.

Память

Увы, но взглянуть в лицо этого человека нам не удастся. По слухам, несколько лет назад была найдена его единственная уцелевшая фотография, но увидеть ее не удалось. Известно, что у него были жена и дочь, но потомки пока не найдены. В списках Смоленской гимназии числился Исаак Стельмахович, по всей видимости, брат Филиппа Григорьевича, его следы теряются после выпуска с юридического факультета Петербуржского университета.

Так получилось, что подвиг скромного труженика оказался в тени. Другого выдающегося земляка - Бехтерева знают все, фамилия Стельмаховича знакома лишь историкам и краеведам.
47
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии