Время и Деньги
21.05.2004 Общество

Выборы-2003: В ожидании “джокеров”

Сценарии

За полтора года до “дня Х” обычно начинаются степенные перемещения политических тяжеловесов, напоминающие ритуальные танцы сумоистов перед началом схватки. Под бдительным оком администрации Президента РФ все действующие лица заранее выстраиваются под знамена маленьких и больших политических объединений. И только после этого начинается самое интересное - ожидание джокеров.

В 1999 году решающим был выход на авансцену четырех фигур и двух брендов. Речь идет о нынешнем Президенте России, появившемся на политическом Олимпе за три месяца до выборов, Шойгу, Карелине и Кириенко, возглавивших два новых пропрезидентских предвыборных блока.

(Джокеры делали свое решающее дело и на президентских выборах. В 1996-м им был генерал Лебедь, а в 2000-м эту миссию выполнил лично и.о. Президента.)

В 2003-м ситуация повторяется, с той лишь разницей, что Шойгу сам стал тяжеловесом, Путин перешел аж в “супертяж”, а бронепоезд Кириенко стоит на одном из запасных путей Горьковской железной дороги.

Пока в предвыборной колоде - одни знакомые тузы и короли. Ожидание “новых левых” и “новых правых” неприлично затянулось. Селезнев со своими социал-демократическими уклонистами пока никак не может набрать предвыборную электоральную массу, а “другие правые” дискутируют в основном в интернете.

Известные партии и партийные лидеры вдохновляют далеко не всех. Народ ждет новых актеров. Раз их пока не видно на главных подмостках, нужно внимательно смотреть на спектакли, которые идут на малых сценах. В 2002 году состоялись региональные выборы с “применением” партийных списков - в Пскове и Свердловской области. Что было в них примечательно?

Во-первых, блоки с федеральными властными “брендами” и там, и там отстали от губернаторских партий власти. Во-вторых, отношение к КПРФ очень неравномерно: в северо-западной губернии за эти четыре буквы проголосовало 28% (больше всех) избирателей, в уральской - лишь 7%.

СПС, “Яблоко” и ЛДПР эти региональные “прикидки” прошли “не очень”, то есть попросту не набрали проходные пять процентов (оно и понятно, главный их ресурс - в Москве, который включается раз в четыре года).

Против всех партий на Урале проголосовало 10% избирателей, в Пскове - около 18%. Региональные пропорциональные выборы подтвердили, что привычность (или - можно сказать - незатейливость) выбора усиливает эту новую форму протеста избирателей. А в регионах, где частые выборы не приносят облегчения, процент намеревающихся голосовать “за против всех” уже превысил 20%. Так, в Ульяновске на сегодня, по данным газеты “Симбирский курьер” и тамошнего Центра политологии, против всех избирательных объединений собираются проголосовать 33,5% избирателей. Это больше, чем ульяновских сторонников КПРФ (20%) и “Единой России” (12,4%) вместе взятых. Уместно также вспомнить, что на прошлогодних выборах нижегородского мэра “Кандидат против всех” едва не набрал второй результат.

Но была на уральских выборах одна партия, которая произвела настоящий фурор. Не имея достаточной известности и значительной кампании в СМИ, избирательный барьер преодолела “Партия пенсионеров”.

В путинскую эпоху преобразований мы почти всегда имеем дело с глубокими сценарными разработками, доступ к которым есть только у избранных. И если цель секретной операции - снизить процент голосов КПРФ, то партия Селезнева, возможно, и имеет большое будущее, но пока она - операция прикрытия. А на роль реального ответа коммунистам может быть направлена, например, “Российская партия пенсионеров”, однозначно и успешно собирающая урожай на том же электоральном поле, что и КПРФ. И то, что этот локальный успех в центральной прессе практически не вспоминается и не анализируется (как и положено при спецоперации), подсказывает, что наше предположение не лишено оснований.

А кто может претендовать на роль нового Шойгу-Карелина в каком-нибудь новом или обновленном избирательном блоке? Оказывается, есть такой персонаж - народный герой Вячеслав Фетисов! Российский спорт с его приходом на пост министра - на подъеме (даже с учетом весенних “конфузий”). Патриот, чтит традиции, обладает имиджем многократного победителя Запада и Востока, в самом расцвете сил, состоятелен, ранее в политических “сборных” не “заигран” - что еще нужно, чтобы оказаться в первой тройке?

Да, кстати, уже в июне планируется открытие общероссийского спортивного канала.

Реальности

Усилия по раздроблению левого и правого фланга (и даже центра - благодаря “Партии жизни” и, например, дисциплинированным и легко мобилизуемым “Казакам России”) могут привести к тому, что партий в новой Думе будет значительно больше. Это значит, что решающим при принятии законов может стать каждый мандат. И охота за “своими” мандатами начинается еще на стадии расстановки кандидатов по мажоритарным округам. То есть она уже в полном разгаре.

. И вот здесь влияние “местных” руководителей будет намного сильнее, чем раньше.

Хотя, конечно, не все осталось как прежде. Из традиционного набора доступных региональной власти ресурсов значительно ослабел в этом качестве ГТРК. Кроме того, как минимум формально появилось законодательное ограничение на дополнительные многотиражные выпуски газет - грозное оружие местных властей.

К тому же со времени последних думских выборов накоплен колоссальный практический набор “противоядий” на административный ресурс. И во время декабрьских баталий они наверняка будут реализованы. По всей стране распространились носители опыта “атипичных” методов предвыборной борьбы с администрациями, примененных в Самаре, Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Новосибирске, Красноярске, Магадане. Одни аресты бюллетеней - нижегородское ноу-хау - чего стоят. Или обвешанная микрофонами частная посетительница самарского мэра.

Да, пока рано говорить об итоговых процентах (ждем джокеров). Но найдется ли сейчас кто-нибудь, кто сомневается в том, что в новой Госдуме будут широко представлены КПРФ и “Единая Россия”? Что касается трех других партий-старожилов, то здесь можно говорить о традиционной динамике их “предвыборного бега”.

Так, “Яблоко” и Явлинский всегда плохо финишируют - в отличие от ЛДПР и Жириновского, который регулярно накатывает как раз к дню голосования. У СПС за плечами пока только один “заезд”. В 1999-м, имея 3-4 процента в сентябре, “правые” получили в итоге 7. Сейчас у СПС нет комплекта в первой тройке, но есть козырь - впервые парламентское меньшинство (имеется в виду СПС) пролоббировало свой проект радикальной общероссийской реформы - военной. Логика предстоящей предвыборной аргументации довольно простая - “мы смогли это сделать в меньшинстве, мы сможем сделать намного больше, если Вы отдадите нам свои голоса”.

Вообще 2002-2003 годы открыли новое - помимо выборного - полезное для людей применение партий. СПС и “Единая Россия” начали добиваться реализации своих программ вне стен российского парламента (общественная поддержка, военная реформа, контроль за региональными законами и исполнением бюджетов и т.д.) и ставить перед собой вполне актуальные для избирателя задачи. А для этого - вот оно чудо! - партии начали строить структуры и коммуникации, которые пригодны не только для предвыборной борьбы, но и для развития бизнеса, для распространения успешного опыта законотворчества и управления, для текущей защиты интересов граждан, а также для заполнения тех сфер общественной жизни, до которых не доходят усталые руки государства.

Насколько это получается - второй вопрос. Главное - теперь не все предвыборные усилия и финансы будут уходить в эфир и бумагу. Многое вкладывается в развитие социальной инфраструктуры - а это намного рентабельней для общества.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии