Шоу, которое никогда не кончается. Кейт Эмерсон показал в Казани, как надо играть настоящий рок
20.01.2009 Культура

Шоу, которое никогда не кончается. Кейт Эмерсон показал в Казани, как надо играть настоящий рок

На фестивале “Сотворение мира” выступило немало прекрасных музыкантов, но одного все же хочется выделить особо: мастера такого масштаба, как Кейт Эмерсон, - редкие гости в Казани.

Он больше не играет на рояле ногами.

Совершенно прав был объявлявший выступление The Keith Emerson Band (так называется новая группа знаменитого клавишника) Сева Новгородцев: “На “Эмерсон, Лейк энд Палмер” закончилась кривая восхождения рока, потому что музыка стала такой техничной, такой сложной, что новое поколение слушало и уже не очень-то и понимало. Вот тогда произошел слом, начался панк, но высота, которую обозначили “ЭЛП”, осталась в истории рока навсегда. Это вершина, выше которой уже никогда не поднимались”.

Собственно, после выступления Кейта Эмерсона все предыдущие и последующие номера фестиваля стали казаться чем-то вроде самодеятельности. Благо, что и “ассистенты” у музыканта подобрались соответствующие. Это старый друг Эмерсона, гитарист и вокалист Марк Бонилла, басист Трэвис Дэвис и ударник Тони Пиа. На пресс-конференции Эмерсон не скупился на похвалы: “Меня вдохновляет то, что я играю с такими исключительными музыкантами. 28 сентября выходит наш дебютный альбом, который мы начали записывать год назад в Лос-Анджелесе. Это мой первый студийный альбом со времен “Эмерсон, Лейк энд Палмер” (окончательно распались в 1996 году. - Т.Л.). И это кульминация музыкальной работы всей моей жизни”. Тем не менее в своем получасовом выступлении Эмерсон ограничился исключительно старым, прекрасно знакомым поклонникам Emerson, Lake & Palmer (ELP) материалом.

Несколько напрягали слухи о том, что болезни отразились на исполнительском мастерстве Эмерсона. Дело в том, что в 1994 году после одного из концертов Кейт попал в больницу с диагнозом “анервия правой верхней конечности”. Последовали несколько сложных операций, после которых некоторые поспешили заявить: “Лучший клавишник всех времен и народов навсегда лишился своего высокого мастерства”. В субботу мы могли убедиться, что все это ерунда. Да, Кейт постарел (2 ноября ему исполнится 64 года), но с техникой у него по-прежнему все в полном порядке. Подтверждением этому стало хотя бы блестящее исполнение композиции The Barbarian с первого альбома ELP, который так и назывался - Emerson, Lake & Palmer (1970).

А началось выступление отрывком из Karn Evil 9 с альбома 1973 года Brain Salad Surgery, со слов, ставших своего рода девизом ELP: “Welcome back my friends to the show that never ends” (“Вновь добро пожаловать, мои друзья, на шоу, которое никогда не кончается”). Эмерсон буквально колдовал над клавишами и у загадочного вида всего опутанного проводами стенда и был предельно эмоционален. Жаль немного, что теперь он не устраивает шоу, которыми прославился в своей первой группе - The Nice - одном из самых скандальных и талантливых коллективов британской рок-сцены конца 60-х годов. Выступления The Nice были впечатляюще-эпатажны: музыканты задирали друг друга, ругались, а Эмерсон пинал орган, втыкал в него ножи, играл ногами и головой, скакал по крышке рояля и делал стойку на клавиатуре, умудряясь при этом удерживать бешеный темп и демонстрируя блестящую технику.

“Не думаю, что сжигание флага здесь будет к месту”

Но возвратимся к казанскому выступлению. Интересно было слышать, как некогда чисто арт-роковые вещи благодаря виртуозной и жесткой гитаре Марка Бонилла стали почти хард-роковыми. ELP, напомним, были трио - клавишные, бас и ударные, гитара же, в основном акустическая, подключалась от случая к случаю. (Интересно, что на пресс-конференции Эмерсон сравнил Марка Бонилла с Джими Хендриксом. Сравнение, надо полагать, возникло не на пустом месте. И дело не только в том, что, помимо великолепного владения инструментом, Марк, как и Хендрикс, левша. На заре существования ELP у ее участников появилась странная во всех отношениях идея - пригласить гитаристом Джими Хендрикса (трудно представить более “несовпадающих” музыкантов, да и сам Кейт хотел создать такую группу, где не звучала бы гитара). Причем и Джими был не против. Но смерть гитариста (18 сентября 1970 года) не дала идее воплотиться в жизнь.) Да и кричащий вокал Марка совсем не похож на голос Грэга Лейка, что явственно проявилось при исполнении антивоенной баллады Lucky Man (1970 год). Зато в таких изначально “тяжелых” вещах, как Bitches Crystal (Tarkus, 1971-й) и Touch And Go (Emerson, Lake & Powell, 1986-й) эта манера пения оказалась весьма к месту.

Кстати, об “антивоенности”. Эта тема неизбежно всплыла на пресс-конференции - в связи и с последними событиями на Кавказе, и с прошлым самого Эмерсона. В июне 1968 года на концерте в королевском “Альберт Холле” The Nice в знак протеста против войны во Вьетнаме изрезали ножами, растоптали и сожгли американский флаг, после чего группе было запрещено появляться в прославленном зале “пожизненно” (зато туда “вернулись” ELP - в 1992 году группа дала в Royal Albert Hall концерт в честь юбилея зала и только что вышедшего альбома Black Moon). Месяцем позже разразился другой скандал. На обложке сингла The Nice с версией композиции America Леонарда Бернстайна из “Вестсайдской истории” были изображены дети с лицами Джона и Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. В итоге сам Бернстайн запретил группе исполнять America на территории США, а также трансляцию композиции на американском радио.

- Тогда много было политики, - сказал на пресс-конференции Эмерсон. - Ситуация в США была очень напряженная: война во Вьетнаме, убийства Джона и Роберта Кеннеди, Мартина Лютера Кинга. Вот мы и сожгли флаг... Но не думаю, что моя нынешняя группа одобрила бы такое поведение - ребята подозрительно относятся к подобным вещам. Да и фестиваль этот мирный, и не думаю, что здесь подобные штуки будут к месту... А вообще политика меня не интересует. Ведь музыка - универсальный язык, не признающий никаких границ. Мне, например, довелось играть с группами из разных стран и континентов. Мне очень интересна африканская музыка... Такие артисты, как Боно и Стинг, занимают активную политическую позицию и, на мой взгляд, временами переходят границу, отделяющую искусство от политики.

- Какие музыканты более всего близки по духу легендарным ELP и жив ли арт-рок после ухода таких групп?

- То, что я сижу рядом с такими музыкантами, как Марк, Трэвис и Тони, уже есть ответ на этот вопрос... Игравшие в мое время схожую по духу музыку Yes и Genesis попытались перейти от традиционного арт-рока к “радиомузыке”, я пробовал сделать то же самое, но не пошло. Я остаюсь приверженцем старого доброго рока, и мои музыканты - тоже... Да, сегодня есть несколько групп, которые чуть-чуть приближаются к тому, что играли мы. Например, Dream Theater. Но они делают громкую музыку, в традиционном рок-формате... Впрочем, и мы играли не тихо.

ELP больше не будет

Естественно, не мог быть обойден и вопрос о рок-адаптации Emerson, Lake & Palmer произведений русских классиков, в частности, “Картинок с выставки” Мусоргского. Вообще, надо сказать, Эмерсон одним из первых в истории рока попытался установить баланс между классической музыкой и рок-н-роллом. И ему это удалось (а вот, например, группе Renaissance - нет) еще в The Nice. А ELP и возвестили о своем приходе именно переработкой “Картинок с выставки”, дебютировав с этой программой на фестивале на острове Уайт в августе 1970 года. А 26 марта 1971 года ELP на выступлении в Ньюкасле записали дообработанные и дополненные собственными сочинениями “Картинки” вживую. Пластинка Pictures at an Exhibition, ставшая третьим альбомом группы, принесла ей не только еще большее количество поклонников, но и приток финансов, которыми грамотно распорядился Лейк, ставший инициатором создания независимого лейбла Manticore Records.

Кейт Эмерсон так вспоминает те времена: “Как-то я попал на концерт Лондонского симфонического оркестра, который исполнял “Картинки с выставки”. Я был поражен этой музыкой, а мелодии показались мне просто великолепными! Так и появилась идея совместить эту музыку с тем, что делаю я. К тому же я узнал (и это меня поразило), что “Картинки”, которые я слышал в виде оркестрового произведения, раньше были сочинением для фортепиано. Я пошел в музыкальный магазин, купил эту фортепьянную пластинку и прокрутил ее Грэгу Лейку. И нам показалось, что будет достаточно интересным сделать переработку... Я горжусь, что благодаря подобным адаптациям люди, которые слушали только рок, заинтересовались классической музыкой. Перед вами пример - Марк Бонилла”.

Конечно, The Keith Emerson Band производит впечатление, но все-таки очень жаль, что мы больше не можем услышать ELP. В начале 2005 года Грэг Лейк решил возродить группу, его поддержал Карл Палмер, но вот Эмерсон - ни в какую. Но все-таки было трудно удержаться от вопроса: “Увидим ли мы еще когда-нибудь Эмерсона, Лейка и Палмера вместе?” Ответ, к сожалению, не обрадовал: “Не думаю, что мы вновь соберемся как группа, но мы вполне можем объединиться, например, для одного шоу”.

Один мой друг все сокрушался по поводу выступления Эмерсона на фестивале: “Ведь никто не поймет, кто к нам приехал!” К счастью, его мрачные предсказания не сбылись. Послушать Эмерсона пришли не только люди, повзрослевшие вместе с его музыкой, - молодежь вовсю хлопала легендарному музыканту, а некоторые даже и подпевали. Правильно, такая музыка не стареет, а значит: “Вновь добро пожаловать, мои друзья, на шоу, которое никогда не кончается”.
53
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии