Время и Деньги

“Вора в законе” отправили на место

Советский райсуд Казани вынес приговор 42-летнему Марсиану Якупову. В правоохранительных органах его считают лидером ОПФ “Суконка” и последним “вором в законе” Казани.

Общеизвестно, что в Татарстане “воры в законе” надолго не задерживаются. “Воров”, как правило, убивают представители местной оргпреступности, которые их не слишком-то жалуют, либо они сюда попросту не суются, боясь проблем с милицией. Исключение из правил - “вор в законе” Гриня Габсалям, уже долгие годы живущий в Альметьевске (хотя прописан в Марий Эл). Впрочем, недавно он чуть было не угодил за решетку по обвинению в нанесении побоев и угрозе убийством - в конце прошлого года Габсалям устроил дебош в одном из ночных клубов Альметьевска. Правда, история имела для “вора” вполне благополучный финал: его лишь оштрафовали.

Для остальных криминальных “генералов”, пытавшихся обосноваться в Татарстане, все закончилось куда хуже.

Как уже сообщал “ВиД”, одним из первых был убит казанский “вор в законе” из ОПГ “Борисково” Ренат Игламов (Иглам). Его застрелили по заказу лидера ОПС “Жилка” Хайдара Закирова весной 1994 года. Авторитеты не смогли поделить контроль над криминальным “общаком”. Убийство Иглама было раскрыто лишь в 2005 году. Правда, предполагаемого убийцу (он, кстати, вину не признал) в связи с истечением сроков давности освободили от ответственности.

Через год по заказу того же Хайдера убили “вора в законе” Виктора Михайлова (Амбал). Авторитет у вора был несравнимо выше, чем у “жилковского”, которого Амбал считал обычным бандитом. В итоге, когда “вор” освободился из заключения, на него сразу же было организовано покушение. Правда, оно оказалось неудачным: авторитет попал в больницу. Но судьба Амбала была решена - спустя несколько дней в больничную палату ворвались двое киллеров, переодетых в форму спецназа, и расстреляли “вора в законе” с его женой из автоматов...

Не дали короноваться в “вора в законе” ближайшему сподвижнику Хайдера Александру Навалову (Навал). В 1989 году за совершение разбойного нападения с применением огнестрельного оружия Навалов получил срок и освободился только в 1998 году. За годы заключения он заработал огромный криминальный авторитет и пользовался поддержкой со стороны “воров в законе” Москвы и Сибири. Он выступал за объединение казанских группировок и был противником разрешения конфликтов с помощью насилия. От Навала избавились бывшие товарищи по “Жилке”, не желавшие отдавать бразды правления в его руки.

Одним из последних претендентов на криминальное господство был уроженец Нижнекамска “вор в законе” Радик Шафигуллин (Татарин, Чича). В свое время Чича попытался контролировать Димитровград и Тольятти, однако получил отпор от местных бандитов. Тогда в 2003 году он решил укрепиться в Нижнекамске, но лидер местной ОПГ “Мамшовцы” дал ему от ворот поворот. За что Чича натравил на него участников конкурирующей ОПС “Татары”. Чем это обернулось, “ВиД” уже писал: правоохранительные органы ликвидировали ОПС “Татары”. О Татарстане Чиче пришлось забыть, поскольку он был объявлен в международный розыск.

На прошлой неделе правоохранительные органы Татарстана отправили за решетку последнего казанского “вора в законе” - 42-летнего лидера ОПФ “Суконка” Марсиана Якупова (Марсик). “Суконка” (название получила по месту возникновения - Суконной слободы Казани) имеет давнюю историю. В начале 90-х участники группировки воевали на стороне “Жилки” в ее противоборстве с ОПС “Драконы”. Однако после разгрома “жилковских” ушли к “Драконам”.

Кстати, именно “Драконы”, желая повысить свое криминальное влияние, организовали коронацию Марсика в “воры в законе” в конце 90-х. К тому времени Марсик уже жил в Москве.

Впрочем, криминальный статус Якупова в правоохранительных органах сочли несерьезным. Во-первых, Марсика в свое время судили по не слишком престижным для “вора” статьям - хищение госсобственности и нападение на конвоира. А во-вторых, в его коронации участвовали кавказские “воры” (некоторые считают их нечистыми на руку).

Став “вором в законе, “ Марсик на рожон не лез и особых претензий на главенство в криминальной среде Казани не заявлял. А вскоре и вовсе попал под следствие.

В 1999 году он “кинул” один из химзаводов в Самарской области. Предприятие поставило “Татсахарпрому” удобрения в обмен на сахарный песок. Однако недополучило продукции на 480 тыс. рублей. От имени фиктивной казанской фирмы Марсик предложил руководству химзавода вернуть причитавшийся сахар. Но, получив его, так и не расплатился с заводом.

Марсика задержали в 2000 году. Попав в изолятор, он тут же получил статус “смотрящего”: выполнявший до него эту роль авторитет сразу сложил с себя полномочия.

Расследование уголовного дела, благодаря криминальной славе Марсика, шло с большим трудом. Часть свидетелей отказалась давать показания, а потерпевшие направили в прокуратуру письмо, сообщая, что не имеют претензий к подозреваемому. Что касается самого Якупова, то как и подобает “вору в законе”, вину он не признал и даже не подписал во время предварительного следствия ни одного документа. В 2002 году Заинский городской суд приговорил его к 5 годам условного лишения свободы.

Спустя год Марсик был снова задержан по подозрению в убийстве 34-летнего авторитета ОПГ “Суконка” Айрата Саляхова (Салях). Правда, под стражей пробыл всего два дня.

В 2004 году против Якупова возбудили очередное уголовное дело. По версии следствия, в 2003 году от имени подставной фирмы Марсик заключил договор с московскими коммерсантами на поставку полиэтилена с ОАО “Казаньоргсинтез”. Ни о чем не подозревавшие коммерсанты перевели на счет фирмы около двух миллионов рублей, но полиэтилен так и не получили. После этого они вынуждены были обратиться в правоохранительные органы. Главное следственное управление МВД Татарстана возбудило против беглеца уголовное дело по факту мошенничества. Однако Марсика и след простыл.

Тогда же, поскольку Якупов нарушил порядок наказания (согласно которому должен был регулярно отмечаться в органах уголовно-исполнительной инспекции), условный срок для него заменили на реальный. Правда, заочно, поскольку Марсик находился в розыске.

Арестовать Якупова смогли только в начале нынешнего года в Казани “в ходе оперативной комбинации”. На прошлой неделе Советский райсуд Казани признал Якупова виновным в мошенничестве и с учетом предыдущего приговора назначил ему наказание в 7 с половиной лет лишения свободы.

Где Якупов будет отбывать наказание - пока неизвестно. Не стоит сомневаться, что правоохранительные органы будут добиваться отправки Марсика куда подальше, дабы оградить республику от его влияния. Оценивая вынесенный Якупову приговор, в милиции заявляют о серьезной победе над оргпреступностью.

Вот что по этому поводу в интервью с корреспондентом “ВиД” заявил министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров: “В Татарстане нет и никогда не будет места для так называемых “воров в законе”, даже если они просто купили этот криминальный статус, как это сделал некий гражданин Якупов по кличке Марсик. Любимый народный герой Глеб Жеглов в кинофильме “Место встречи изменить нельзя” очень точно сказал: “Вор должен сидеть в тюрьме”. И у нас в республике так будет всегда!”
187
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии