Президент Белоруссии Александ Лукашенко
05.03.2019 Экономика

Немного горькой правды о "независимой" белорусской экономике

Фото
Vasily Fedosenko / Reuters

Обозреватель Republic.ru Евгений Карасюк о том, как развивается «независимая» белорусская экономика при бессменном нацлидере бацьке Лукашенко. 

 

В конце минувшей недели Александр Лукашенко заявил о решении баллотироваться на очередной президентский срок в 2020 году. «Все будет нормально, согласно нашим законам», – успокоил нацию белорусский лидер. 

Похоже, 64-летний политик чувствует в себе силы и дальше вести страну к процветанию, железной рукой управляя экономикой республики. «Экономика – приоритет номер один. И если чего-то бояться, то надо бояться и дрожать за экономику», – увещевал он своих министров. С какими результатами Лукашенко в шестой раз готовится продлить свое президентство? Для наглядности несколько цифр.

65% представителей бизнеса в Белоруссии,  опрошенных по заказу Исследовательского центра ИПМ, озабочены слишком большим количеством убыточных предприятий в стране. Убытки, ослабляющие реальный сектор, по большей части покрываются государством. Многолетнее бюджетные дотации усугубляют дисбалансы в экономике – высокозатратной и низкотехнологичной, по признанию самих белорусских чиновников. Лукашенко, тем не менее, продолжает верить в темпы роста ВВП выше мировых, полагаясь в своем оптимизме на неизменную поддержку России.

$72 млрд – такова ⁠оценка объема энергетических субсидий (поставок энергоресурсов ⁠по льготным ценам), предоставленных республике от РФ в период 2000–2015 гг. ⁠Автор расчетов, белорусский экономист ⁠Александр Чубрик, сравниваетнакопленную сумму с ВВП страны в лучшие годы. Одновременно Минск активно кредитуется Москвой. «Если вы посмотрите цифры, которые представляет МВФ, то вы увидите впечатляющие цифры скрытой и прямой поддержки белорусской экономики», – откровенно высказывался президент Путин незадолго до того, как правительство одобрило выделение очередного кредита республике. Задолженность перед РФ, по консервативным оценкам, учитывающим лишь межправительственные кредиты, осенью прошлого года превышала $7,7 млрд (это больше золотовалютных резервов страны). Зависимость от восточного соседа иллюстрирует и структура прямых иностранных инвестиций, доля России в которых достигает почти 80%. Сам Лукашенко не любит об этом говорить, но в минуты слабости все же готов признать: «Без России мы не видим существования нашей экономики».

69% депозитов белорусов, по данным Всемирного банка, номинировано в иностранной валюте. Для сравнения: текущая доля валютных депозитов в российских банках – около 20%. Сказываются последствия девальвации 2011–2012 годов: белорусский рубль тогда за полгода подешевел втрое по отношению к доллару. При этом важно понимать, что неустойчивость национальной валюты во многом является отражением финансового самочувствия РФ. «Каждое утро я смотрю на церковь и думаю: “Боже, сделай так, чтобы в России было все хорошо”», – признавался FT глава белорусского Нацбанка Павел Каллаур.

25 раз – настолько с 2014 года вырос поток официальных трудовых мигрантов из Белоруссии в одну только Польшу. Динамика миграции в Россию неизвестна, но, по экспертным оценкам, она может достигать 300 тысяч человек в год. Официально в стране с 9,5 млн граждан почти нет безработных. Но много тех – 266 тысяч человек по состоянию на 2015 год – кого власть объявляет тунеядцами. «Между “отдыхом” и работой с низкой оплатой труда население выбирает “отдых”», – отмечается в докладе аналитического центра BEROC.

0 – такое отсутствующее место Белоруссия занимает в рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума (а также в ряде других аналогичных рейтингов – в частности, Global Entrepreneurship Index). Экономическая статистика по стране на протяжении многих лет признается международными экспертами недостоверной. Некоторое время назад исследовательский центр CASE проводил собственные расчеты, и их результатом стало 61-е место, какое страна гипотетически могла бы занимать в рейтинге ВЭФ. 

Одно время были популярны разговоры о белорусском экономическом чуде – то есть способности экономики раз за разом прощать власти самые грубые командные методы и концептуальные ошибки. Но, как правило, эти слова заключались в кавычки. И кажется, в этих кавычках – самая суть.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии